ОПЫТ НАУЧНОГО НАСТАВНИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ УЧЕНЫХ
DOI:
https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-3-82-90Keywords:
наставничество, научное наставничество, социологическая школаAbstract
Цель исследования. В статье на примере сотрудничества Института философии Российской академии наук, Института социологии Российской академии наук и социологического факультета Российского государственного социального университета по реализации задачи интеграции университетского образования и академической науки рассмотрено содержание научного наставничества как продуктивного способа активизации исследовательской деятельности студентов, повышения уровня их научно-исследовательской культуры и академического статуса с целью анализа системы взаимодействия наставников и студентов, сферы их повседневных практик.
Методология исследования представлена методами ретроспективного анализа материалов, литературы, документов, аналогии и сопоставления, а также обобщения результатов исследования.
Результаты исследования. В статье раскрыта идеология сотрудничества, состоящая в создании условий молодым социологам вузов для получения современных научных знаний, их использования при подготовке курсовых, дипломных проектов, а также кандидатских диссертаций и для научных сотрудников институтов РАН — в систематизации результатов социологических исследований, расширении состава участников академических проектов, привлечении талантливой молодежи к дальнейшему обучению в аспирантуре. Показаны формы учебно-научной деятельности наставников: методологические практикумы, мастер-классы, дискуссии, роль личности наставника и эффективность внедрения наставничества в университете, результаты деятельности, обоснована потребность перехода высшего образования к научно-образовательной деятельности, превращению научного наставничества в эффективный механизм образовательного процесса.
References
Кларин М. В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века // Этап: экономическая теория, анализ, практика. 2016. №5. С. 92–112.
Кочемасова Л. А. Научное наставничество в образовательной практике студента педагогического вуза // Вестник Самарского государственного технического университета. 2021. Т. 18. №1. С. 29–46.
Лапин Н. И., Осадчая Г. И., Ядов В. А. Опыт интеграции социологического образования в вузе и научных исследований // Социс. 2002. №2. С. 28–32.
Сапрыгина Ю. Как выпускнику вуза найти работу [Электронный ресурс] // Парламентская газета. 25.03.2023. URL: https://www.pnp.ru/economics/kak-vypuskniku-vuza-nayti-rabotu.html.
Соснов А. Прав был Гумбольт // Поиск. 2005. №25. C. 4.
Социологи России в лицах: история и современность // Энциклопедическое издание. М.: Весь мир, 2019. 862 с.
Урмина И. А., Горелова Н. Н. Наставничество, его значение в истории и современности // Социальная политика и социология. 2010. №7(61). С. 85–94.
Ценности, интересы, групповые солидарности и социальное управление по итогам проекта // Сборник материалов по итогам реализации проекта Центра ФЦП «Интеграция» (проект №А-0088). М.: Союз-МГСУ, 2001. 231 с.
Юдина Т. Н. Социология жизни, или Жизнь в социологии // Социальная политика и социология. 2021. Т. 20. №2(139). С. 5–12.