ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ

Authors

  • Чжао Дань Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-3-144-152

Keywords:

философия образования, конфуцианство, моизм, легизм, софисты, калокагатия, пайдейя, гуманизация образования

Abstract

Цель исследования заключается в анализе историко-философского дискурса, посвященного образованию.

Методологической основой исследования выступают цивилизационный, историко-философский подход, а также положения философии образования.

Результаты исследования. Философия образования формируется в контексте представлений о человеке, его мировоззренческих установок, приобщения его не только к научному знанию, но и к этическим и эстетическим ценностям. Интерес к образованию возник практически одновременно у китайских и греческих философов. Представления о смысле и назначении образования в китайской и западной философских традициях имели много общего: основным посылом античных и китайских философов выступало нравственное совершенствование личности, гуманизация человека и общества.

Перспективы исследования. Работа открывает перспективы для дальнейшего исследования образования как социокультурного явления и его динамики в контексте современных тенденций развития общества.

References

Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения в 4-х т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. С. 54–293.

Библер В. С. История философии как философия (к началам логики культуры) // Историко-философский ежегодник’ 89. М.: Наука, 1989. С. 39–55.

Ван Цзянь. Философско-мировоззренческие установки даосизма в памятниках китайской культуры «Дао-дэ Цзин» и «Чжуан-Цзы» // Вестник ЧитГУ. 2012. №2(81). С. 95–100.

Виндельбанд В. История философии. Киев: Ника-Центр; Вист-С, 1997. 552 с.

Волкова Н. П. Мера вещей Протагора как критерий истины // Scholae. Философское антиковедение и классическая традиция. 2019. Т. 13. №2. С. 695–704.

Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии религии // Философия религии. Т. 2. М.: Мысль,1977. С. 5–337.

Гегель Г. В. Ф. Философия духа // Энциклопедия философских наук. Т. 3. М.: Мысль, 1977. 471 с.

Гельвеций. О человеке // Сочинения в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1973. 647 с.

Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977. 704 с.

Гершунский Б. С. Философия образования. М.: Флинта, 1998. 432 с.

Головнева Е. В., Головнева Н. А., Синдикова Г. М. История развития образования, воспитания и педагогической мысли в античную эпоху // История и педагогика естествознания. 2020. №2. С. 24–29.

Гольбах П. А. Основы морали, или Катехизис природы // Избранные произведения: в 2 т. Т. 2. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1963. С. 7–84.

Дидро Д. Последовательное опровержение книги Гельвеция «О человеке» // Сочинение в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1991. С. 342–506.

Дьюи Д. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс,2000. 383 с.

Кант И. Основы метафизики нравственности // Сочинения в 6 т. Т. 4. Ч. 1. М.: Мысль, 1965. С. 211–310.

Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. 709 с.

Конфуций. Суждения и беседы (Лунь Юй). СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. 224 с.

Мао Лижуй, Шэнь Гуэньцюнь. Общая история образования в Китае. В 6 т. Т. 1. Цзинань: Педагогическое издательство провинции Шаньдун, 1985–1989. 327 с.

Мотрошилова Н. В. Социально-исторические корни немецкой классической философии. М.: Наука, 1990. 490 с.

Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1994. 654 с.

Прокопьева М. Ю. Калокагатия: соотношение истины, добра и красоты // Вестник КГУ. Сер.: Гуманитарные науки. 2014. №3(34). С. 30–32.

Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1981. 656 с.

Тарасенко А. В. Два подхода к обучению и воспитанию человека в античной педагогике // Вестник Приазовского государственного технического университета. 1997. №4. С. 196–198.

Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. М.: Прогресс-Культура; СПб.: Ювента, 1995. 478 с.

Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления / Пер. с нем. М.: Республика, 1993. 447 с.

Чжэн Жэнь. Философия образования в Китае: истоки и основные этапы // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2022. №2. С. 105–112.

Ши Чжунъин. Мысль Конфуция о «доброжелательности» и ее значении в современном образовании // 教育研究. Образовательные исследования. 2018. Т. 39. №4. С. 127–134.

Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М.: Мысль, 1993. 674 с.

Bahtilla M., Xu Hui. The influence of Confucius’s educational thoughts on China’s educational system // Open Access Library Journal. 2021. №8. P. 1–17.

Published

2023-08-12

How to Cite

Дань, Ч. (2023). ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 16(3), 144–152. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-3-144-152