СИСТЕМАТИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ПРЕОДОЛЕНИЮ СТАГНАЦИИ В ПРОЦЕССАХ ИННОВАЦИЙ

Authors

  • Алексей Васильевич Воронцов Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
  • Сергей Игоревич Шелонаев Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна
  • Ольга Геннадьевна Цыплакова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-4-38-51

Keywords:

стагнация, саботаж, сопротивление, организационные изменения, организационное развитие, обучающиеся организации

Abstract

Целью исследования является изучение влияния цифровой трансформации как относительно нового явления на управление организацией, поскольку социология управления уже более полувека изучает вопросы организационного развития как целостного и непрерывного процесса, включая преодоление препятствий и проблематику саботажа организационных изменений. В 2016–2021 годах вышел ряд «гайдов» руководств крупных глобальных агентств по анализу факторов, определяющих неудачи проектов цифровой трансформации в крупных корпорациях, но эти отчёты и руководства отражают разрозненные наработанные практические приёмы.

Методологическую базу исследования представляют базисные положения теории организаций. К используемым научным методам относятся сравнительно-исторический, причинно-следственный и системный анализ.

Результаты исследования. Предпринята попытка сгруппировать предлагаемые приёмы и инструменты и систематизировать их в соответствии с факторами, выступающими причиной неудач или инструментами решения проблематики сопротивления организационным инновационным процессам. В качестве примера рассматривается цифровая трансформация современных компаний, особенности ее проведения и причины неудач, проводится теоретический анализ исследований и практических кейсов корпоративных проектов цифровой трансформации. Выявляются структурные, институционально-ценностные и процессные аспекты, которые играют решающую роль в успешности проводимых организационных изменениях в компании. Особое внимание уделяется рискам, возникающим в процессе цифровой трансформации, методам стимулирования и мотивирования персонала, в особенности обучению сотрудников. В качестве результатов исследования авторами представлены социально-управленческие подходы к преодолению стагнации при проведении организационных инноваций.

Перспективы исследования. Современным компаниям, планирующим цифровую трансформацию, стоит уделить внимание социально-управленческим подходам, которые помогут преодолеть сложности при проведении организационных инноваций. Разработанная авторами систематизация подходов представляет не только теоретический интерес, но также будет полезна топ-менеджерам компаний при проведении цифровой трансформации.

References

Абабкова М. Ю., Голохвастов Д. В., Покровская Н. Н. Инновационный рост виртуальной экономики: смена регулятивной парадигмы // Экономика и управление. 2021. Т. 27. №8(190). С. 576–592. DOI: https://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-8-576-592.

Бойко С. В., Гарин А. К., Покровская Н. Н. Игровые валюты как ценностно-регулятивный механизм в условиях цифровизации коммуникаций // Технологии PR и рекламы в современном обществе: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Т. 1. СПб.: Политех-Пресс, 2020. С. 58–64.

Бойко С. В., Покровская Н. Н., Слободской А. Л., Спивак В. А. Социально-экономические вопросы мотивации сотрудников в условиях удаленной и распределенной работы // Социология и право. 2021. №1(51). С. 6–17.

Захаров Н. Л. Социологический анализ советской партийной кадровой политики // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2017. Т. 6. №6. С. 14–18.

Захаров Н. Л., Кузнецов А. Л. Мотивация труда работников промышленных предприятий // Проблемы региональной экономики. 1999. №1-4. С. 439–450.

Лапин Н. С., Перфильева М. Б., Покровская Н. Н. Неформальные трудовые отношения как инструмент социализации и адаптации сотрудников государственных и муниципальных учреждений // Социология и право. 2021. №4(54). С. 12–23.

Меняйло Г. В. Риски цифровой трансформации бизнеса // Современная экономика: проблемы и решения. 2020. №3. С. 110–120.

Покровская Н. Н. Динамика критериальных моделей и ценностно-смысловых шкал в регулятивных механизмах инновационного роста экономики // Вестник Инжэкона. Серия: Экономика. 2014. №2(69). С. 100–108.

Покровская Н. Н. Формы занятости высококвалифицированных специалистов промышленности: влияние прекаризации на интеллектуальный капитал / Н. Н. Покровская, Н. В. Бурова, Т. М. Коноплянник // Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона. 2019. Т. 1. С. 95–98.

Покровская Н. Н. Цифровизация и смешение предпринимательских и инвестиционных функций в трудовом поведении // Трансформация труда в (де) глобализирующемся обществе. СПб.: Скифия-принт, 2021. С. 309–325.

Слободской А. Л., Теребкова Т. А., Га-

рин А. К. Цифровое образование и новое технологическое поколение: спрос на новый контент в обучении // Наука о данных: Материалы международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 5–7 февраля 2020 г.). СПб.: СПбГЭУ, 2020. С. 287–289.

Социально-экономический анализ инновационного управления цифровыми медиа-коммуникациями / Н. Л. Захаров, Н. Н. Покровская, Т. В. Сметанина и др. СПб.: Издательство ВВМ, 2022. 198 с.

Ababkova M. Yu., Pokrovskaia N. N., Trostinskaya I. R. Neuro-Technologies for Knowledge Transfer and Experience Communication // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. 2018. Vol. XXXV. P. 10. DOI: http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.02.2.

Ahmed U., Carpitella S., Certa A., Izquierdo J. A Feasible Framework for Maintenance Digitalization // Processes. 2023. Vol. 11(2). P. 558. DOI: https://doi.org/10.3390/pr11020558.

Benlian A., Haffke I. Does mutuality matter? Examining the bilateral nature and effects of CEO-CIO mutual understanding // Journal of Strategic Information Systems. 2016. Vol. 25(2). P. 104–126. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.jsis.2016.01.001.

Callon M. Some Elements of a Sociology of Translation: Domestication of the Scallops and the Fishermen of St. Brieuc Bay // Power, Action, and Belief: A New Sociology of Knowledge? / Ed. J. Law. London: Routledge & Kegan Paul, 1986. 321 p.

Dremel C., Wulf J., Herterich M. M., Waizmann J.-C., Brenner W. How AUDI AG established big data analytics in its digital transformation // MIS Quarterly Executive. 2017. Vol. 16(2). P. 81–100.

Gust G., Flath C. M., Brandt T., Ströhle P., Neumann D. How a traditional company seeded new analytics capabilities // MIS Quarterly Executive. 2017. Vol. 16. №3. P. 215–230.

Latour B. Science in Action: How to Follow Scientists and Engineers through Society. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1987. 128 p.

Liu L., Du K., Li G. Empathy, CIO-CEO relationship, and digital transformation // Information & Management. 2023. Vol. 60(3). DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.im.2023.103772.

Molm L. D., Takahashi N., Peterson G. Risk and Trust in Social Exchange: An Experimental Test of a Classical Proposition // American Journal of Sociology. 2000. Vol. 105(5). P. 1396–1427. DOI: https://doi.org/10.1086/210434.

Nicolini D. Knowing in Organizations: A Practice-Based Approach. New York, NY, USA: Routledge, 2003. DOI: https://doi.org/10.4324/9781315290973.

Pokrovskaia N. N. Digital Regulation of Online Communication: Privacy and Oblivion versus Publicity and Trust // Proceedings of the 2022 Communication Strategies in Digital Society Seminar 2022, ComSDS 2022 (St. Petersburg, 13.04.2022). St. Petersburg: LETI, 2022. P. 74–78. DOI: https://doi.org/10.1109/ComSDS55328.2022.9769131.

Polanyi M. Personal Knowledge: Towards a Post-Critical Philosophy. Chicago: University of Chicago Press, 1958. 428 p.

Saihi A., Ben-Daya M., As’ad R. Underpinning success factors of maintenance digital transformation: A hybrid reactive Delphi approach // International Journal of Production Economics. 2023. Vol. 255, 108701. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijpe.2022.108701.

Sia S. K., Soh C., Weill P. How DBS Bank pursued a digital business strategy // MIS Quarterly Executive. 2016. Vol. 15 (2). P. 105–121.

Svahn F., Mathiassen L., Lindgren R. Embracing digital innovation in incumbent firms: How Volvo Cars managed competing concerns // MIS Quarterly Executive. 2017. Vol. 41(1). P. 239–253. DOI: http://dx.doi.org/10.25300/MISQ/2017/41.1.12.

Sveiby K. E. The New Organisational Wealth — Managing and measuring Knowledge-Based Assets. San Fransisco, CA, USA: Berrett-Koehler, 1997. 248 p.

Von Glasersfeld E. The construction of knowledge à Contributions to conceptual semantics. Salinas, CA, USA: Intersystems Publications, 1987. 350 p.

Von Krogh G., Ichijo K., Nonaka I. Enabling Knowledge Creation. How to Unlock the Mystery of Tacit Knowledge and Release the Power of Innovation. New York: Oxford University Press, 2000. DOI: http://dx.doi.org/10.1093/acprof: oso/9780195126167.001.0001.

Wittgenstein L. Philosophical investigations [Philosophische Untersuchungen] / Transl. from German: G. E. M. Anscombe. Oxford: Blackwell, 1953. 227 p.

Published

2023-08-12

How to Cite

Воронцов, А. В., Шелонаев, С. И., & Цыплакова, О. Г. (2023). СИСТЕМАТИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ПРЕОДОЛЕНИЮ СТАГНАЦИИ В ПРОЦЕССАХ ИННОВАЦИЙ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 16(4), 38–51. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-4-38-51

Issue

Section

Теоретическая и прикладная социология