ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Authors

  • Елена Станиславовна Косарева Ростовский юридический институт МВД России
  • Анатолий Васильевич Чистяков Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова
  • Юлия Владимировна Маслова Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-5-66-74

Keywords:

образование, образовательные стратегии, российская молодежь, высшее образование, система СПО, цифровизация.

Abstract

Цель исследования: выявить образовательные стратегии российской молодежи в условиях цифровизации общества.

Методологическая база исследования. В рамках статьи авторы анализируют результаты вторичной базы данных, связанные с ценностными ориентациями молодежи и их отношению к образованию. Применяя в работе нормативно-ценностную концепцию и деятельностный подход, авторы работы определяют значимость образования для современной молодежи и выявляют нормы поведения в рамках получения образования.

Результаты исследования. Авторы работы отмечают, что в настоящее время зафиксировано три темы образовательных стратегий: короткое высшее образование, когда после школы молодой человек идет в вуз по направлениям обучения бакалавриата или специалитета, длительное высшее образование, когда после бакалавриата/специалитета молодёжь остается обучаться в магистратуре, и нетрадиционные стратегии, связанные с обучением после школы в колледже, а потом вузе. Описанные стратегии за счет цифровизации дополняются цифровыми элементами: фиксируется цифровизация не только процесса поступления в вуз, но и выбора университета и образовательной программы. Также цифровизация способствует распространению тренда на осознанное получение образования в рамках обучения на образовательных онлайн-платформах.

Перспективы исследования касаются рассмотрения влияния образовательных траекторий молодежи на формирование карьерных планов.

References

Архангельская А. А., Колтыго Е. И., Цыганова И. В., Матвеева Л. А., Локаткова О. Н. Проблемы дистанционного обучения и дальнейшие перспективы его развития в медицинском университете [Электронный ресурс] // Мир науки, культуры и образования. 2021. №4(89). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-distantsionnogo-obucheniya-i-dalneyshie-perspektivy-ego-razvitiya-v-meditsinskom-universitete (дата обращения: 14.10.2023).

Глухов А. П., Андреева А. А., Гурин М. Ю., Королева Д. О. Интервенция электронных образовательных платформ в российскую систему образования: экосистемный подход // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2023. №74. С. 176–189.

Кузнецов Р. С., Кузнецов И. С. Социальный капитал студентов в цифровой образовательной среде: аудиторный и дистанционный форматы обучения // Социологическая наука и социальная практика. 2022. №3. С. 45–62.

Макарычева И. А. Мотивационная сфера школьника. Общее понятие мотива и мотивации в учебной деятельности // Вестник науки и образования. 2018. №4(40). С. 82–86.

Мальцева В. А., Розенфельд Н. Я. Траектории российской молодежи в образовании и профессии на материале лонгитюда: сложные маршруты выпускников вузов // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2022. №3. С. 99–148.

Мальцева В. А., Сальникова И. Е., Шабалин А. И. Вместо университета — в колледж: что приводит успевающих одиннадцатиклассников в СПО? // Мониторинг. 2022. №3(169). С. 45–65.

Попова Е. С. Неравенство образовательных шансов в цифровом измерении // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. №1. С. 55–67.

Романова О. А. Ценностно-смысловые ориентации преподавателей гуманитарных дисциплин в организациях СПО [Электронный ресурс] // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostno-smyslovye-orientatsii-prepodavateley-gumanitarnyh-distsiplin-v-organizatsiyah-spo (дата обращения: 09.10.2023).

Тимиргалеева Р. Р., Горбунова Н. В., Гришин И. Ю. Управление развитием цифрового потенциала молодежи на основе конвергенции технологий менеджмента, образования и информационно-коммуникационных технологий // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2021. Т. 14. №2. С. 142–148.

Трофимова И. Н. Национальные исследовательские университеты: статус и результаты деятельности // Социология науки и технологий. 2022. Т. 13. №1. С. 116–129.

Published

2023-11-25

How to Cite

Косарева, Е. С., Чистяков, А. В., & Маслова, Ю. В. (2023). ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 16(5), 66–74. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-5-66-74

Issue

Section

Теоретическая и прикладная социология