ГЕНДЕРНАЯ КУЛЬТУРА КАК БИПОЛЯРНАЯ СИСТЕМА
DOI:
https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-6-239-245Keywords:
гендер, гендерная культура, маскулинность, феминность, андрогинность, трансвестизм, обществоAbstract
Целью исследования является исследование структуры гендерной культуры общества в контексте современных трансформаций традиционных гендерных модусов маскулинности и феминности.
Методологическую базу исследования представляют современные концепции гендера и гендерной культуры общества и личности. Используются методы культурологического и социально-философского структурного анализа.
Результаты исследования. Установлено, что гендерная культура как система общественной организации гендерных отношений, формирующихся на базе физиологических половых различий, является биполярной структурой, единством и взаимодействием двух полярных гендерных модусов: маскулинности и феминности. Маскулинность и феминность рассматриваются как специфические социокультурные гендерные модусы, характеризующие социокультурные функции мужского и женского полов и их место в системе межгендерных отношений в определенной социокультурной системе. Обосновано, что полярные гендерные модусы не только исторически обусловлены, но и исторически пластичны, отражая специфику и динамику конкретной социокультурной системы, в которой они формируются. Современные «новационные» гендерные модусы: андрогинность и трансвестизм — рассматриваются как деструктивные искажения традиционных модусов, разрушительные для гендерной культуры как биполярной системы.
Перспективы исследования заключаются в более детальной теоретической реконструкции характеристик основных современных гендерных модусов в контексте трансформации структуры гендерной культуры современного общества.
References
Балезина Н. А. Социально-философский анализ феномена андрогинности в современной культуре / Н. А. Балезина, Р. А. Шакир // Наука и секулярность: миф и реальность: Материалы Национальной (Всероссийской) научно-практической конференции, приуроченной к Всемирному дню философии (Красноярск, 17 ноября 2022 года). Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2022. С. 7–10.
Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ. М.: РОССПЭН, 2004. 336 с.
Грошовкина Н. А. Гендерный потенциал андрогинности // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. 2015. №4(18). С. 123–129.
Ильиных С. А. Типология фемининности с позиции гендерной социологии: аспекты власти и потребления // Вестник НГУЭУ. 2013. №2. С. 45–57.
Кузнецов А. М., Ласкова М. В. Грамматическая категория рода в аспекте гендерной лингвистики. Ростов н/Д: Ростовский государственный экономический университет, 2001. 192 с.
Луков В. А. Трансгуманизм. Знание. Понимание. Умение // Энциклопедия гуманитарных наук. 2017. №1. С. 245–252.
Полякова Л. С. Понятие «Гендер» в лингвистическом описании // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2009. №11. С. 44–50.
Посконина Е. В. Полоролевая идентификация: к вопросу о соотношении маскулинности, феминности и андрогинности в современном обществе // Научные исследования и разработки: новое и актуальное: Материалы X Международной научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 26 мая 2021 г.). Ростов н/Д: ВВМ, 2021. С. 389–394.
Потехина Е. А. Модель «Мужчина нового типа — метросексуал» как альтернатива гегемонной маскулинности // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2015. №4. С. 77–85.
Пушкарь Г. А. Современная российская семья: гендерная антиномия маскулинности и феминности // Грани познания. 2010. №2(7). С. 71–72.
Фетискин Н. П. Типологии мужской маскулинности в историко-ментальном контексте // Психологические основы гендерных исследований. Кострома: КГУ, 2017. С. 127–150.
Яворская О. А. К вопросу о сущности понятия «Гендер» // ОНВ. 2005. №4(33). С. 62–64.