КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТАМИ В ФОКУСЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА

Authors

  • Инна Сергеевна Ракитина Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-6-309-320

Keywords:

управление, университет, высшее образование, количественные показатели, эффективность, имитация, типология, рейтинг, эффективный контракт

Abstract

В статье анализируется сложившийся научный дискурс по изучению практики применения количественных показателей эффективности управления университетами. Актуальность темы исследования предопределяется тем, что научное сообщество обладает экспертными возможностями для установления состоятельности принятой методики управления высшей школой, действующей на основе количественных показателей. С момента принятия их в качестве управленческой модели прошло уже около двадцати лет. К настоящему времени накоплен достаточный эмпирический материал, который осмыслен и проанализирован специалистами. Анализ сложившихся подходов и точек зрения имеет значение для оценки оптимальности выбранной управленческой стратегии.

Цель исследования — осуществить типологию и систематизацию сложившихся в социологии научных подходов по вопросу о применении количественных показателей эффективности к практике работы российских университетов.

Методы исследования. Полученные результаты достигнуты с применением компаративного метода, основанного на типологии данных в зависимости от дифференциации предмета исследования.

Результаты исследования. Все сложившиеся подходы к оценке количественных показателей эффективности управления высшей школой были разделены на четыре группы: как самостоятельный предмет исследования, как составная часть идеологии менеджеризма, как содержательная совокупность эффективного контракта и как нормативный индикатор составления университетского рейтинга. Данная дифференциация позволяет нам не только реализовать типологизацию, но и более предметно определить содержательные аспекты управления эффективностью университетов на основе количественных показателей. Независимо от предметной направленности большая часть специалистов, прежде всего в тех работах, где представлены результаты эмпирических исследований, относится критически к практике оценивания эффективности управления вузами на основе количественных показателей.

Перспективы исследования связаны с проведением собственного эмпирического исследования на основе авторских индикаторов измерения эффективности.

References

Абрамов Р. Н. Менеджериализм и академическая профессия. Конфликт и взаимодействие // Социологические исследования. 2011. №7. С. 37–47.

Астратова Г. В., Климук В. В. Исследование эффективности труда профессорско-преподавательского состава университетов // Экономика труда. 2022. Т. 9. №3. С. 655–674.

Бахова А. П., Гишева С. Ш., Тлехурай-Берзегова Л. Т., Бюллер Е. А. Эффективный контракт в высших учебных заведениях как показатель качества образования // The scientific heritage. 2020. №52. С. 40–42.

Бобиенко О. М. Рейтинг университета как управленческий инструмент // Вестник ТИСБИ. 2021. №2. С. 13–23.

Богомолова И. С., Боровская М. А., Задорожняя Е. К. Совершенствование финансового обеспечения деятельности вузов // Фундаментальные исследования. 2015. №2-3. С. 538–542.

Боёгло В. И. Результаты деятельности федеральных университетов как показатель эффективности государственной политики РФ в области высшего образования // Интеграция наук. 2018. №8. С. 123–126.

Быданов В. Е. Организация и управление в современном вузе: актуальные проблемы // Ученые записки международного банковского института. 2012. №4. С. 122–130.

Вольчик В. В., Маслюкова Е. В. Реформы, неявное знание и институциональные ловушки в сфере образования и науки // Terra Economicus. 2019. №17. С. 146–162. DOI: 10.23683/2073-6606-2019-17-2-146-162.

Вольчик В. В., Жук А. А., Фурса Е. В. Механизмы преодоления институциональных ловушек в сфере образования и науки // Журнал институциональных исследований. 2021. Т. 13. №1. С. 135–155. DOI: 10.17835/2076-6297.2021.13.1.135-155.

Гешева Е. Г. Проблемы развития образования с точки зрения ценностных приоритетов // Вестник МЭИ. 2017. №3. С. 102–108. DOI: 10.24160/1993–6982–2017–3–102–108.

Гладких Я. Н., Гладких Ю. Н. Анализ рейтингов вузов как основа для определения целевых показателей развития инновационной деятельности вуза // Аллея науки. 2018. №10. С. 181–189.

Дадаев Я. Э. Возможности и риски коммерциализации высшего образования // Журнал прикладных исследований. 2022. №2-2. С. 135–143. DOI: 10.47576/2712-7516_2022_2_2_135.

Дежина И. Г., Сорокин А. И. Проект 5-100 в восприятии сотрудников университета // Мир России. 2022. Т. 31. №1. С. 74–90. DOI: 10.17323/1811-038Х-2022-31-1-74-90.

Дятлов А. В., Ковалев В. В. Эффективность управления высшим образованием России в практиках применения менеджеристских инструментов // Вестник Института социологии. 2023. Т. 14. №2. С. 70–91. DOI: 10.19181/vis.2023.14.2.3.

Казанцев О. А. «Менеджеризация» общего образования: к постановке проблемы // Caucasian Science Bridge. 2023. №1. С. 96–103. DOI: 10.18522/2658-5820.2023.1.9.

Ковалев В. В., Дятлов А. В. Идеология менеджеризма в российских социальных институтах: образование, наука, здравоохранение // Вестник университета. 2023. №7. С. 24–32. DOI: 10.26425/1816-4277-2023-7-24-32.

Кожевникова М. Н. «Сопротивляясь менеджеризму» — управление для творческого автономного рефлексивного учителя // Человек и образование. 2018. №2. С. 195–199.

Кокодей Т. А., Михайлов М. А. Реструктуризация стратегии управления исследовательским процессом в российском вузе // Caucasian Science Bridge. 2023. №1. С. 52–60. DOI: 10.18522/2658-5820.2023.1.5.

Крайнов Г. Н. Будет ли эффект от эффективного контракта в системе высшего образования? // Высшее образование в России. 2017. №5. С. 52–57.

Крайнов Г. Н. К вопросу об экономическом эффекте эффективного контракта в образовании // Фундаментальные исследования. 2017. №5. С. 163–166.

Курбатова М. В. Новый государственный менеджмент в российской системе высшего профессионального образования // Научные труды Донецкого национального технического университета. Серия: экономическая. 2014. №2. С. 36–45.

Курбатова М. В., Донова И. В. Эффективный контракт в высшем образовании: результаты реализации проекта // Journal of Institutional Studies. 2019. Т. 11. №2. С. 129.

Курбатова М. В., Донова И. В. Эффективный контракт преподавателя вуза как институциональный проект // Институциональная экономическая теория: история, проблемы и перспективы. СПб.: Леонтьевский центр, 2019. С. 276–293.

Курбатова М. В., Донова И. В. Провалы государства в реализации проекта эффективного контракта // Journal of Institutional Studies. 2022. Т. 14. №4. С. 56–69. DOI: 10.17835/2076-6297.2022.14.4.056–069.

Лазар М. Г. Последствия увлечения количественными показателями результативности в науке и в высшем образовании // Ученые записки российского государственного метеорологического университета. 2019. №54. С. 134–144. DOI: 10.33933/2074-2762-2019-54-134-144.

Лосева А. Ю. Анализ показателей эффективности высшего образования // Инновационное развитие российской экономики. Сб. статей. М.: РЭУ, 2016. С. 113.

Протасов В. Н. «Эффективный контракт» и «эффективные менеджеры» как зеркало современной российской бюрократии // Advances in law studies. 2019. Т. 7. №3. С. 6–10.

Романов Е. В. Оценка эффективности деятельности вузов: противоречия и парадоксы. Ч. I // Образование и наука. 2019. Т. 21. №9. С. 9–48. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-9-9-48.

Романов Е. В. Публикационная активность российских университетов: от «академического капитализма» к «академическому социализму» // Вопросы экономики. 2023. №2. С. 100–115. DOI: 10.32609/0042-8736-2023-2-100-115.

Романов Е. В. Оценка эффективности деятельности вузов: противоречия и парадоксы. Ч. 2 // Образование и наука. 2019. Т. 21. №10. С. 32–58. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-10-32-58.

Романов Е. В. Оценка эффективности деятельности российских вузов: нужно ли менять парадигму? // Образование и наука. 2021. Т. 23. №6. С. 84–125.

Руденко Д. Ю. Проект «5-100»: оценка его воздействия на публикационную активность университета // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24. №3. С. 27–45. DOI: 10.15826/umpa.2020.03.024.

Судакова Е. А. Международные рейтинговые системы в высшем образовании // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2020. №50. С. 236–250. DOI: 10.17223/19988648/50/17.

Титовский А. В., Кондраков Г. Б., Макаренкова Т. И. Стимулирование трудовой активности профессорско-преподавательского состава // Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова. 2016. №4(88). С. 24–31.

Трубникова Е. И. Проект 5-100: взгляд через призму теории институциональной коррупции // Мир России. 2020. Т. 29. №2. С. 72–91. DOI: 10.17323/1811-038X-2020-29-2-72-91.

Хадиуллина Г. Н. Концепция предпринимательского университета: предпосылки возникновения и основные положения // Горизонты экономики. 2022. №5. С. 5–10.

Эффективный контракт для профессионалов социальной сферы: тренды, потенциал, решения. Экспертный доклад / Отв. ред. Я. И. Кузьминов, С. А. Попова, Л. И. Якобсон. М.: Изд. дом ВШЭ, 2017. 141 с.

Published

2024-01-18

How to Cite

Ракитина, И. С. (2024). КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТАМИ В ФОКУСЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 16(6), 309–320. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-6-309-320

Issue

Section

Проблемы развития высшей школы