АКАДЕМИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО В КОНТЕКСТЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖИ
DOI:
https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-6-321-329Keywords:
академическое лидерство, качество образования, российское высшее образование, регионализация образования, креативность личности, интеллектуальное развитие молодежиAbstract
Основная цель статьи заключается в анализе академического лидерства в качестве важного и дискуссионного концепта высшего образования. Данное понятие рассматривается сквозь призму интеллектуального развития молодежи, социализация которой происходит в условиях экспансии цифровых технологий. Выявлена проблема оценки качества образования в контексте противоречий между преподавательским корпусом и академической бюрократией.
Методология исследования. Статья базируется на современных подходах оценки качества образования, происходящего в условиях цифровизации. В методологическом плане наиболее важными стали проблемы, получившие освещение в творчестве отечественных философов и социологов, таких как Г. С. Батищев, Ф. И. Гиренок, Ю. А. Зубок, Г. Л. Тульчинский, и др. исследователей.
Результаты исследования. В статье показано, что современное образование в значительной степени коммерциализируется, все больше напоминая корпорацию, в которой тон задают не профессора, имеющие реальный опыт преподавания дисциплин, а представители класса академических менеджеров. Оценка качества образования в большей степени ориентируется на количественные показатели, различного рода рейтинги, тогда как в молодежной среде утверждается «клиповое сознание» и вполне определенный тип креативности, не соответствующий классическим стандартам творчества.
Перспективы исследования. Проделанная работа открывает дальнейшие перспективы изучения широкого спектра проблем образования и интеллектуального развития молодежи на основе уже достигнутого опыта обучения и творчества.
References
Батищев Г. С. Избранные произведения. Алматы: Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, 2015. 880 с.
Воденко К. В. Формирование академического лидерства в контексте трендов развития современного российского высшего образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. №9. С. 20–25.
Воденко К. В., Черных С. С. Научно-образовательные кластеры в системе инновационного развития региона в условиях индустрии 4.0 // Гуманитарий Юга России. 2021. Т. 10. №1. С. 30–43.
Воденко К. В., Черных С. С., Сусименко Е. В. Миссия университета в условиях поликультурного региона // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2021. №12. С. 7–13.
Гиренок Ф. И. Клиповое сознание. М.: Проспект, 2016. 256 с.
Другова Е. А. Ключевые характеристики программ преподавательского совершенства для академических лидеров: обзор опыта высокорейтинговых университетов на материале зарубежных публикаций // Вопросы образования. 2019. №4. С. 8–29.
Зиневич О. В., Балмасова Т. А. На пути модернизации: миссия университета в региональном развитии // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8. №3. С. 2000–2010.
Зубок Ю. А., Чупров В. И. Жизнедеятельность молодёжи в культурном пространстве изменяющейся реальности: теоретические подходы к исследованию // В сборнике: Культурное пространство молодежи: смыслы и практики. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под общ. Ред. Т. К. Ростовской. М.: Перспектива, 2019. С. 9–18.
Павлов П. В. Академическое лидерство: университет в социально-экономических реалиях современного капитализма // Вестник Южно-Российского государственного технического университета. Серия: Социально-экономические науки. 2023. Т. 16. №5. С. 284–290.
Тульчинский Г. Л. Эстетика [не] исчезающих переживаний: глубокая семиотика современных экранных аттракционов // Наука телевидения. 2020. Т. 16. №2. С. 23–41.
Dinh N. B. K., Caliskan A., Zhu C. Academic leadership: Perceptions of academic leaders and staff in diverse contexts // Educational Management Administration & Leadership. 2021. Vol. 49(6). Pр. 996–1016.
Evans L. University professors as academic leaders: Professorial leadership development needs and provision // Educational management Administration & Leadership. 2017. Vol. 45. №1. Pр. 123–14.
Hungund S., Annigeri A. R., Pandey I., Hiremath G. Academic leadership and research performance: a study among engineering academicians in emerging nations // International Journal of Educational Management. 2022. Vol. 36(1). Pр. 81–94.