КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ

Authors

  • Иван Михайлович Вакула Ростовский юридический институт МВД России
  • Александра Владимировна Лацвеева Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова
  • Наталья Халиловна Гафиатулина Южный федеральный университет

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2024-2-30-39

Keywords:

компетентностно-ориентированное образование, студенты, компетентностный подход, традиции, инновации, цифровая компетентность, профессиональные и универсальные компетенции, цифровая кафедра

Abstract

Цель исследования заключается в установлении взаимосвязи традиционных и инновационных технологий в системе современного высшего образования.

Методологическую базу исследования составляют компетентностный, а также компаративный подходы, позволяющие проанализировать соотношение и взаимосвязь традиций и инноваций в компетентностно-ориентированном образовании.

Результаты исследования. Проведен компаративный анализ традиционной и компетентностной парадигмы в системе образования. Составлена авторская таблица, в которой представлено соотношение традиций и инноваций в компетентностно-ориентированном образовании, отражающая основные методы, технологии, ключевые компетентности, позиции субъектов образовательного пространства, компетенции и результаты обучения. Анализ взаимосвязи традиций и инноваций позволил выделить ряд принципов в компетентностно-ориентированной парадигме образования. Данные принципы являются звеном, связующим теорию (знаниевую составляющую) с практикой (практико-ориентированную составляющую). Кроме того, описаны профессиональные компетенции (hard skills) и универсальные (soft skills), представлено содержание модели цифрового вуза. Авторы приходят к выводу о том, что необходимо учитывать органичное сочетание традиций и инноваций, требуется синтезировать две образовательные парадигмы: знаниевую и компетентностную.

Перспективы исследования заключаются в дальнейшем рассмотрении компетентностной модели научно-преподавательского состава высшей школы в условиях контаминации традиционных и инновационных технологий.

References

Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.

Власова В. Н. Компетентностная модель современного преподавателя высшей школы / В сборнике: Медицинская этика и деонтология. Психология профессионального общения. Материалы Всероссийский научно-практической конференции с международным участием, посвященной Году педагога и наставника. Махачкала: Издательско-полиграфический центр ДГМУ, 2023. С. 199–203.

Воденко К. В., Гурба В. Н., Черных С. С. Академическое лидерство: институциональные и региональные аспекты // Вестник Южно-Российского государственного технического университета. Серия: Социально-экономические науки. 2023. Т. 16. №1. С. 7–17. DOI: http://dx.doi.org/10.17213/2075-2067-2023-1-7-17.

Воденко К. В., Пономарев П. А., Гафиатулина Н. Х. Проблемы и перспективы развития современного гуманитарного образования в российской высшей школе // Вестник Южно-Российского государственного технического университета. Серия: Социально-экономические науки. 2023. Т. 16. №2. С. 217–228.

Галустян О. В., Радченко Л. А., Плешаков М. А., Пальчикова Г. С. Понятия компетенции и компетентности в современной педагогике // Гуманитарные науки. 2019. №2. С. 10–14.

Коломийченко Е. В. Использование инновационных методов обучения на практических занятиях // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2014. №4(66). С. 107–110.

Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2014. №5. С. 3–12.

Колесина К. Ю. Цифровизация иноязычного образования в современном вузе // Гуманизация образования. 2023. №3. С. 132–140.

Савельева С. С. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности учителя в образовательном процессе вуза: монография. М.: ИНФРА-М, 2023. 215 с.

Хуторской А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Вестник института образования человека. 2022. №1. С. 1–13.

Чеблукова Т. А., Чудочина Т. П. Формирование у студентов колледжа социокультурной компетенции на занятиях по иностранному языку // Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе: традиции, инновации, перспективы. Сборник материалов V Международной заочной научно-практической конференции. Абакан: Хакасский гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова, 2017. С. 38–41.

Шереги Ф. Е. Образование как социальный институт: функции и дисфункции [Электронный ресурс] // Россия реформируется. 2015. №13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-kak-sotsialnyy-institut-funktsii-i-disfunktsii-1 (дата обращения: 03.04.2024).

Published

2024-05-30

How to Cite

Вакула, И. М., Лацвеева, А. В., & Гафиатулина, Н. Х. (2024). КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 17(2), 30–40. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2024-2-30-39

Issue

Section

Актуальные проблемы науки и образования