РОЛЬ МУЗЕЯ В ТРАНСЛЯЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Authors

  • Наталья Анатольевна Шилина Южный федеральный университет
  • Наталья Борисовна Кокуашвили Южный федеральный университет
  • Людмила Владимировна Самыгина Ростовский государственный медицинский университет

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2024-2-59-68

Keywords:

музей, культура, общество, трансформация, социальный институт, социокультурный институт, молодежь, ценности, традиционные ценности, духовно-нравственные ценности, мотивация, социализация, социокультурная идентичность, культурный продукт, культурный досуг

Abstract

Целью исследования выступает анализ роли музеев в трансляции духовно-нравственных ценностей современной российской молодежи, выявление отношения молодых людей к музеям и их деятельности, определение перспективных направлений развития современных музейных учреждений, способов оптимизации их деятельности.

Методологическую базу составляют социально-философские ценностные концепции, теория социального действия М. Вебера, теория социальных систем Т. Парсонса, теория социального взаимодействия П. Сорокина. Эмпирическая основа исследования включает результаты социологических опросов, проведенных крупнейшими всероссийскими и региональными исследовательскими центрами и посвященных отношению молодежи к музейным учреждениям, структуре досуга молодежи и приобщению к культуре посредством посещения музеев.

Результаты исследования. Музей как социокультурный институт играет в настоящее время важную роль в рамках реализации государственной политики в части, касающейся трансляции традиционных духовно-нравственных ценностей в среде современной молодежи в России. При этом посещение музеев не является самой распространенной формой проведения досуга в молодежной среде, что оказывает влияние на характер реализации рассматриваемой функции музейных учреждений. В настоящее время популяризация культурных ценностей, привлечение молодежи к музейной жизни и формирование у молодых людей соответствующей музейной культуры предусматривает активное присутствие данных учреждений в информационной и цифровой среде.

Перспективу исследования составляет углубленный анализ функционирования современных музейных учреждений с целью определения перспективных способов оптимизации их деятельности, направленной на привлечение молодых посетителей, вовлечение представителей молодежи в различные виды музейной активности.

References

Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований: монография. М.: ФНИСЦ РАН, 2020. 688 с.

Гринберг Г. П. Роль музеев в досуговой деятельности современной студенческой молодежи // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2022. Т. 13. №3. С. 1–14.

Кулиева М. М. Музей как особый социально-культурный институт // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 2. С. 481–485.

Прокудина Д. А. Музей как фактор трансляции ценностей современной российской молодежи: автореф. дис. … канд. социол. наук. М.: Московский гос. технол. университет «Станкин», 2008. 25 с.

Саркисова Е. Г. Музей и общество: трансформация социальных функций (опыт современной России) [Электронное сетевое издание] / Науч. ред. Т. В. Коваленко; Юж. ф-л Рос. науч.-иссл. ин-та культурного и природ. наследия имени Д. С. Лихачёва. М.: Институт Наследия, 2023. 188 с.

Себрукович В. Ю. Музей в условиях современных социокультурных трансформаций // Огарев-online. 2019. №13. С. 9.

Сизова И. А., Гордин В. Э. Цифровизация музеев: трудности, успехи, перспективы (по материалам социологического исследования) // Информационное общество. 2022. №4. С. 35–44.

Тимохович А. Н., Финенко С. С. Проблема вовлечения молодежи в потребление музейного продукта // Вестник университета. 2019. №1. С. 177–183.

Хачатрян Л. А., Чернега А. А. Социальная польза музея для учащейся молодежи: сущность и проблемы // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2012. №2(10). С. 167–172.

Шилина Н. А., Лугинина А. Г., Шкуропий О. И. Молодежная субкультура как механизм социализации молодежи в условиях трансформации российского общества // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. №11-1. С. 115–122.

Шилина Н. А., Самыгина Л. В., Самыгин С. И. Художественное образование как фактор формирования культуры и развития творческих возможностей молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. №11. С. 71–76.

Published

2024-05-30

How to Cite

Шилина, Н. А., Кокуашвили, Н. Б., & Самыгина, Л. В. (2024). РОЛЬ МУЗЕЯ В ТРАНСЛЯЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 17(2), 59–68. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2024-2-59-68

Issue

Section

Теоретическая и прикладная социология