СОЦИАЛЬНАЯ РЕПУТАЦИЯ РОССИЙСКОГО МАЛОГО БИЗНЕСА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В ПОСТКОРОНАВИРУСНОМ МИРЕ

Авторы

  • Кирилл Александрович Чернов Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова, г. Новочеркасск, Россия

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2020-4-150-158

Ключевые слова:

социальная репутация; бизнес; малый бизнес; репутационные оценки; пандемия коронавируса; посткоронавирусный мир

Аннотация

Целью исследования является социологическое изучение противоречивых аспектов формирования и развития социальной репутации малого бизнеса в современном российском обществе, а также особенностей и перспектив его развития в условиях непростых социально-экономических реалий, еще более осложнившихся в период пандемии коронавируса.

Методологическую базу исследования представляют идеи и теории, сложившиеся в границах социологической теории, позволяющей объяснить сложности становления социологии репутаций, а также противоречивые аспекты развития и восприятия бизнесдеятельности в России. В работе анализируется потенциал теоретических идей зарубежных исследователей (Т. Парсонса, П.-М. Шовена, М. Айзенеггера) и российских ученых (А. В. Овруцкого, Ф. В. Малахова и др.) в области изучения феномена репутации в современном обществе.

Результаты исследования. Сложный путь институционализации малого бизнеса в постсоветской России в условиях негативного отношения к бизнесу со стороны населения, сформировавшегося еще на этапе перехода к рыночным отношениям на рубеже ХХ–XXI вв., принес свои плоды к началу 2020 года. Отношение к малому бизнесу в России стало более лояльным, доверительным. Основой его положительной репутации в обществе, согласно данным социологических опросов, стала социальная полезность бизнес-деятельности. Однако сильный удар, нанесенный пандемией коронавируса, остро поставил перед оставшимися в малом бизнесе предприятиями вопрос выживания. Это может негативно сказаться на его социальной репутации ввиду значительного сокращения сектора малого бизнеса в экономической структуре общества и, следовательно, снижения его социальной полезности.

Перспективу исследования составляет дальнейшая социологическая рефлексия ситуации, в которой разворачивается деятельность малого бизнеса и экспертно-диагностический анализ перспективных сценариев его развития в посткоронавирусном мире.

Биография автора

Кирилл Александрович Чернов , Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова, г. Новочеркасск, Россия

аспирант Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) имени М. И. Платова

Библиографические ссылки

Лейбин В. Стабильность vs репутация // Отечественные записки. — 2014. — No1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://magazines.gorky.media/oz/2014/1/stabilnost-vs-reputacziya.html.

Волков Д., Гончаров С., Снеговая М. Как заниматься бизнесом в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.levada.ru/cp/wp-content/uploads/2020/03/Otchet-Kak-Delat-Biznes-2020-1.pdf.

Паньков В. Смена поколений: как меняется портрет российского предпринимателя [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://plus.rbc.ru/news/5dede4257a8aa9295986a83d.4. Махмутов Т. А. Как коронавирус меняет работу малого и среднего бизнеса: закрытие магазинов, поддержка государства и время стартапов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ach.gov.ru/news/kak-koronavirus-menyaet-rabotu-malogo-i-srednego-biznesa-zakrytie-magazinov-podderzhka-gosudarstva-i.

Волков Ю. Г., Курбатов В. И. Глобальная социология пандемии: отечественные и зарубежные сценарии и тренды послекоронавирусного мира // Гуманитарий Юга России. — 2020. — Т. 9. — No2. С. — 17–32.

Парсонс Т. Социальные системы // Вопросы социальной теории. — 2008. — Т. II. — Вып. 1 (2). — С. 38–71.

Parsons T. Analytical Approach to the Theory of Social Stratification // Аmerican Journal of Sociology. — 1940. — Vol. 45. — Pp. 841–862.

Шовен П.-М.Социология репутаций [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://magazines.gorky.media/oz/2014/1/socziologiya-reputaczij.html.

Айзенеггер М. Доверие и репутация в эпоху глобализации // Отечественные записки. — 2014. — No1. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://magazines.gorky.media/oz/2014/1/doverie-i-reputacziya-v-epohu-globalizaczii.html.

Казаков М. А. Персонификация как тенденция современного политического лидерства: особенности проявления и восприятия // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. — 2018. — No1 (49). — С. 54–61.

Романович Н. А. К вопросу о персонификации власти в России // Власть. — 2009. — No9. — С. 13–16.

Докукина Е. Ю. Репутация личности: социальные и деловые аспекты: Дис. ... канд. социол. наук. — Ростов-на-Дону, 2004. — 150 с.

Малахов Ф. В. Роль репутации организации и ее изучение в период мирового финансового кризиса // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. — 2009. — No2 (10). — С. 101–107.

Овруцкий А. В. Репутация. Репутационный дискурс. Репутационный ущерб // Психолог. — 2016. — No4. — С. 10–18. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=19631.

Дятлов А. В., Верещагина А. В., Самыгин С. И. Предпринимательство и экономическая безопасность России в условиях вызовов информационной эпохи: теоретические аспекты социологической рефлексии // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2015. — No11/3. — С. 71–74.

Алейников А. В. К проблеме политико-социологического анализа генезиса российского бизнеса // Власть. — 2008. — No5. — С. 9–14.

Баринова В. Дыра в ВВП: чем грозит экономике гибель малого бизнеса в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.forbes.ru/biznes/399389-dyra-v-vvp-chem-grozit-ekonomike-gibel-malogo-biznesa-v-rossii.

«Опора России» предложила создать реестр закрывшихся МСП [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tass.ru/msp/8698337.

Как в регионах России бизнес переориентировался после введения карантина [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://expert.ru/2020/06/15/kak-pereorientirovat-biznes-po-itogam-pandemii-koronavirusa/.

Багдасарян В. Коронавирусный мир: постпандемические модели [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.noravank.am/rus/articles/detail.php? ELEMENT_ID=18066.

Коронакризис-2020: что будет и что делать? Сценарии развития и меры экономической политики / под ред. К. Рогова. — Мос-ква: Либеральная миссия, 2020. — 45 с.

Загрузки

Опубликован

2020-09-17

Как цитировать

Чернов , К. А. (2020). СОЦИАЛЬНАЯ РЕПУТАЦИЯ РОССИЙСКОГО МАЛОГО БИЗНЕСА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В ПОСТКОРОНАВИРУСНОМ МИРЕ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 13(4), 150–158. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2020-4-150-158

Выпуск

Раздел

Теоретическая и прикладная социология