ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТСКИХ ПРАКТИК СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЭКСПЕРТНЫХ ИНТЕРВЬЮ)
DOI:
https://doi.org/10.17213/2075-2067-2021-5-61-69Ключевые слова:
туризм, социология туризма, социальные практики, туристские практики, пандемия коронавируса, старшее поколение, экспертное исследование, Ростовская областьАннотация
Цель исследования состоит в выявлении групп факторов, оказывающих влияние на формирование туристских практик старшего поколения для дальнейшей разработки стратегий повышения туристской активности данной возрастной группы.
Методологическую базу составляют структуралистско-конструктивистский подход и теория структурации, которые позволяют рассматривать туристские практики как совокупность устойчивых и воспроизводимых социальными акторами действий, реализуемых в туристских целях под влиянием экзогенных и эндогенных факторов институциональной среды.
Эмпирической базой работы выступают результаты опросов, проведенных ведущими социологическими центрами (ВЦИОМ, Левада-Центр и др.) в 2017–2021 гг., данные статистики, представленные Ростуризмом, статистические данные Росстата, а также 6 неструктурированных интервью с экспертами в области развития туризма Ростовской области, проведенных автором в мае-июле 2021 г.
Результаты исследования. На основании опросов населения констатируется низкая вовлеченность старшего поколения России в туристские практики, что обуславливается комплексом факторов, которые не сводятся к экономическим (низкие пенсии) или эпидемиологическим. Барьерами выступают плохое состояние здоровья, недостаточное развитие информационно-коммуникационных навыков у значительной части пожилых людей, а также политические факторы и фокус СМИ на угрозах и опасностях, с которыми может столкнуться турист. Не способствуют повышению туристской активности старшего поколения отсутствие специализированных федеральных и региональных программ, несоответствие предлагаемых туристских услуг материальным и физиологическим возможностям и потребностям пожилых людей.
Перспективы исследования. Многофакторность исследуемой проблемы взывает к необходимости социологической экспертизы с помощью проведения глубинных интервью с представителями старшего поколения. Это позволит своевременно выявлять потребности старшей возрастной группы в туристских практиках, ее ожидания, планы, опасения и причины, препятствующие совершению турпоездок, и в соответствии с ними выстраивать систему стратегий повышения туристской активности.
Библиографические ссылки
Бурдье П. Практический смысл. СПб.: Алетейя, 2001. 562 с.
Giddens A. The constitution of society: Outline of the theory of structuration. Cambridge: Polity Press, 1984.
Bourdieu P. Structures, Habitus, Practices / The Logic of Practice. Les Editions de Minuit, 1980.
Sanchez M. N. L., Gonzalez M. E. A., Vila T. D. Approximation to the senior tourist profile and behaviour // Revista Galega de Economia. 2014. vol. 23. №2. Pp. 69–90.
Максимова О. А., Малышева Е. В. Возрастная дифференциация удовлетворенности потребителей в сфере туризма // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015. №1 (37). C. 139–147.
Грошев И. В. Туризм для лиц пожилого возраста: монография / И. В. Грошев, Е. П. Корчагин. М.: ИНФРА-М, 2021. 303 с.