УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ АУДИТОРИЙ УНИВЕРСИТЕТА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
DOI:
https://doi.org/10.17213/2075-2067-2015-5-115-122Ключевые слова:
пространственная среда аудиторий; учебная активность; студенты; пространственное размещение субъектов образовательного процесса; факторы учебной активности; взаимодействие в системе «преподаватель — студент»; управление учебной активностьюАннотация
В статье рассматривается проблема управления учебной активностью студентов вуза. При этом при рассмотрении основных факторов активности, акцент делается на пространственных характеристиках учебных аудиторий, таких как расположение мест в учебной аудитории (по отношению к количеству студентов, пространственной удаленности от места преподавателя, пространственной близости друг к другу), экологические аспекты самой учебной аудитории (объем, площадь аудитории, эргономичность рабочих мест и т. д.). Делается вывод о недостаточной изученности данного вопроса в современной науке и практике.
Библиографические ссылки
Арендачук И. В. Образовательная среда вуза как фактор психолого-педагогических рисков. // Материалы VII Интернет-конференции. — Саратов: Нац. исслед. гос. ун-т, 2012. [Электронный ресурс] / Саратовский государственный университет. — Режим доступа: http://www.sgu.ru/node/77385.-, свободный (13.07.2015).
Вербицкий А. А. Активность субъекта и «порождение» информации. // Новые исследования в психологии. — 1976. — No2. — С. 7–16.
Годовикова Д. Б. Развитие познавательной активности дошкольников как следствие их ориентировочно-исследовательской деятельности в новой ситуации. // Новые исследования в психологии. — 1974. — No2. — С. 29–31.
Дмитриева Т. В. Структурно-уровневая модель развития учебной активности студентов. // Вестник ТГПУ. — 2014. — No1 (142). — С. 27–35.
Донцов В. Н. Учебная самоорганизация как фактор успеваемости на материале младших курсов: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. — Л., 1977. — 20 с.
Жуков Ю. Ю. Признаки и факторы познавательной активности студентов вузов физической культуры в учебной деятельности. // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2013. — No1 (95). — С. 30–35.
Корякина А. А. Условия формирования комфортности предметно-пространственной среды студенческих кампусов. // В сб.: Международная научно-техническая конференция молодых ученых БГТУ им. В. Г. Шухова. — Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, 2014. — С. 372–377.
Кулюткин Ю. Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения. // Вопросы психологии. — 1984. — No5. — С. 17–25.
Лактионова Е. Б. Психологические риски в образовательной среде: типология, классификация, факторы формирования. // Экопсихологические исследования: монографический сборник. / Под ред. В. И. Панова. — М.: Психологический институт РАО, 2009. — С. 197–212.
Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. // Вопросы психологии. — 1982. — No4. — С. 5–17.
Орлов Ю. М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза: Автореф. дисс. ... докт. пс. н. — М., 1984.
Панов В. И. Психодидактика образовательных систем. — СПб.: Питер, 2006. — 352 с.
Панюкова Ю. Г. Предпочитаемые и отвергаемые места в школе (по материалам сочинений и рисунков учеников). // Вопросы психологии. — 2001. — No2. — С. 131–138.
Риттельмайер К. Архитектоника школы: как ученики переживают краски и формы. — Калуга: Духовное познание, 1998.
Селиверстова О. В. Принципы процесса профессиональной социализации студента в контексте синергетической парадигмы образовательной среды вуза. // Высшее образование сегодня. — 2010. — No5. — С. 91–93.
Терехова Т. А. Мотивационная детерминация познавательной деятельности личности: Автореф. дисс. ... докт. пс. н. — Новосибирск, 2000. — 38 с.
Тихомиров О. К. О видах познавательной деятельности и процессов управления. // В сб.: Теоретические проблемы управления познавательной деятельности человека. Доклады Всесоюзной конференции. — М., 1975. — С. 179–193.
Ходакова Н. П. Роль информационных технологий в организации предметно-пространственной среды образовательного учреждения. // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. — 2013. — No2 (22). — С. 36–38.
Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. — 365 с.
Bowers J. H., Burkett C. W. Effects of Physical and School Environment on Stud-ents and Faculty. // The Educational Facility Planner. — 1989. — No26 (1). — Рp. 28–29.
Montello D. R. Classroom seating lo-cation and its effect on course achievement, par-ticipation, and attitudes. // Journal of Environ-mental Psychology. — 1988. — No8. — Рp. 149–157.
Hathaway W. E. Non-Visual Effects of Classroom Lighting on Children. // The Edu-cational Facility Planner. — 1994. — No26 (4). — Рp. 8–12.
King J., Marans R. W. The physical environment and learning process. — Michigan: University of Michigan Architectural Research Laboratory, 1979.
Knirck F. G. Facility requirements forintegrated learning system. // Educational Tech-nology. — 1992. — No33 (9). — Рp. 26–32.
Levine D. W., O’Neil E. C., McDon-ald P. J. Classroom ecology: The effects of sea-ting position on grades and participation. // Personality and Social Psychology Bulletin. — 1980. — No6 (3). — Рp. 409–412.
MacPherson J. C. Environments and interaction in row-and-column classrooms. // Environment and Behavior. — 1984. — No16 (4). — Рp. 481–502.
Sommer R. Classroom ecology. // Journal of Applied Behavioral Science. — 1967. — No3. — Рp. 489–503.