РОЛЬ СЕМЬИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНВАЛИДОВ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Авторы

  • Людмила Станиславовна Деточенко Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2020-5-42-52

Ключевые слова:

социализация инвалидов; семья, воспитывающая ребенка-инвалида; нарратив

Аннотация

Цель исследования — на основе ретроспективных нарративов молодых людей с инвалидностью изучить роль социальной адаптации семьи, наличия социальной поддержки, типа внутрисемейных отношений, степени деформации семейных функций на  социализацию инвалидов.
Методологическая база исследования. Теоретико- методологическая база исследования основана на синтезе подходов. Конструктивистский подход (П. Бергер., Т. Лукман, А. Шюц, Е. Ярская-Смирнова, Р. Скотт) акцентирует внимание на изучении инвалидности как социального конструкта, порождаемого спецификой социальных отношений. Институционализм позволяет понять повседневные практики стигматизации в условиях изменения социальной политики, перехода от медицинской к социальной модели инвалидности, трансформации основных институтов и акторов, отвечающих за  социализацию инвалидов, формирование новых типов поведения индивидов и их идентичности (Д. Марч, К. Скинник, Й. Олсен).
Результаты исследования. Данные нарративов позволяют говорить о преобладании негативных моделей социальной адаптации, узости социальной поддержки, значительной деформации семейных функций в российских семьях, воспитывающих детей с инвалидностью. Зафиксирован негативный опыт переживания стигмы и факт жестокого обращения в семье как следствия воспроизводства практик стигматизации в повседневной жизни. Определено значение семьи в опыте осознания факта заболевания и его социальных последствий. Проанализированы условия положительного влияния многопоколенной модели семьи и сиблинговых связей на результаты социализации молодого инвалида.
Перспективу исследования составляет дальнейший социологический анализ факторов социальной адаптации семьи с особым ребенком, построения сетей социальной поддержки.

Биография автора

Людмила Станиславовна Деточенко, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия

кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой социальных технологий Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета. Основные сферы исследуемой проблематики: проблемы социализации молодежи, развитие инклюзивных практик в России, социализационные траектории молодежи с особыми потребностями.

Библиографические ссылки

Распределение инвалидов по полу и возрасту. [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. – Режим доступа: <https://www.gks.ru/folder/13964> (Дата обращения: 15.04.2020).

Heaman D. J. Perceived Stressors and Coping Strategies of Parents who have children with Developmental Disabilities: A comparison of Mother with Father// Journal of Pediatric Nursing. - 1995. - Vol. 10. – № 5 (October). - P. 311-320.

Carlson J. M., Miller P. A. Family burden, child disability, and the adjustment of mothers caring for children with epilepsy: Role of social support and coping // Epilepsy & Behavior. - 2017. - Vol. 68 (March). - P. 168-173.

Ying Zhang, Min Wei, Nanping Shen, Yaqing Zhang. Identifying Factors Related to Family Management During the Coping Process of Families with Childhood Chronic Conditions: A Multi-Site Study // Journal of Pediatric Nursing. - 2015. - Vol. 30. – № 1 (January-February). - P. 160-173.

Benito Lara E., C. Carpio de los Pinos. Families with a Disabled Member: Impact and Family Education // Procedia – Social and Behavioral Sciences. - 2017. - Vol. 23721 (February). - P. 418-425.

Crowell J. A., Keluskar J., Gorecki A. Parenting behavior and the development of children with autism spectrum disorder // Comprehensive Psychiatry. - 2019. - Vol. 90 (April). - P. 21-29.

Joana M., Mas C., Dunst J., Balcells-Balcells A., Garcia-Ventura S., C. Giné, Cañadas M. Family-centered practices and the parental well-being of youngchildren with disabilities and developmental delay // Research in Developmental Disabilities. - 2019. - Vol. 94. – №103495 (November). - P. 1-13.

Siti Nor Ismalina Isa, Ismarulyusda Ishak, Azriani Ab Rahman, Nur Zakiah Mohd Saat, Muhammad Faiz Mohd Ismail. Health and quality of life among the caregivers of children with disabilities: A review of literature // Asian Journal of Psychiatry. - 2016. - Vol. 23 (October). - P. 71-77.

Dzamonja Ignjatovic T., Milanovic M., Zegarac N. How services for children with disabilities in Serbia affect the quality of life of their families // Research in Developmental Disabilities. - 2017. - Vol. 68 (September). - P. 1-8.

Heyman M., Hauser-Cram P. The influence of the family environment on adaptive functioning in the classroom: A longitudinal study of children with developmental disabilities // Research in Developmental Disabilities. - 2019. - Vol. 86 (March). - P. 20-30.

Di Marino E., Tremblay S., Khetani M., Anaby D. The effect of child, family and environmental factors on the participation of young children with disabilities // Disability and Health Journal. - 2017. - Vol. 11 (Jan). - P. 36-42.

Taylor Dyches T., Smith T. B., Korth B. B., Olsen Roper S., Mandleco B. Positive parenting of children with developmental disabilities: A meta-analysis // Research in Developmental Disabilities. - 2012. - Vol. 33. – № 6 (November-December). - P. 2213-2220.

Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Принята резолюцией 37/52 Генеральной ассамблеей от 3 декабря 1982 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. – Режим доступа: <https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/prog3.shtml> (Дата обращения: 15.04.2020).

Конвенция о правах инвалидов Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года. [Электронный ресурс] – Режим доступа: <https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml> (Дата обращения: 15.04.2020).

Kathleen Ell. Social networks, social support and coping with serious illness: The family connection // Social Science & Medicine. - 1996. - Vol. 42. – № 2 (January). - P. 173-183.

Gath A. The impact of an abnormal child upon the parents. // The Br J Psychiatry. - 1977. - Vol. 130. – № 4 (April). - P. 405-410.

Lobato D., Faust D., Spirito A. Examining the effects of chronic disease and disability on children's sibling relationship. // J Pediatr Psychol. - 1988. - Vol. 13. - P. 389-407.

Nelson M., Ruch S., Jackson Z., et al. Towards an understanding of families with physically disabled adolescents // Soc Work Health Care. - 1992. - Vol. 17. - P. 1-25.

Neuer N., Strom G. A. Guidance and support for parents. In: Kiernan W. E., Morrison P., eds. Comprehensive management of cerebral palsy. - New York: Grune & Stratton, 1983. - P. 293-297.

Dyson L. L. Adjustment of siblings of handicapped children: a comparison // Pediatr Psychol. - 1989. - Vol. 25. - P. 459-76.

Bourdie P. The forms of capital // Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education / Ed. by J. G. Richardson. – N. Y.: Greenwood Press., 1986. - P. 241-258.

Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. - 2001. - № 3. - С. 122-139.

Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. - 1998. - № 4. - С. 17-26.

Загрузки

Опубликован

2020-09-30

Как цитировать

Деточенко, Л. С. (2020). РОЛЬ СЕМЬИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНВАЛИДОВ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ). Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 13(5), 42–52. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2020-5-42-52

Выпуск

Раздел

Теоретическая и прикладная социология