АКТИВИЗМ УЧИТЕЛЕЙ В РОССИЙСКИХ ЛОКАЛЬНОСТЯХ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Авторы

  • Наталья Валерьевна Левченко Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, г. Москва, Россия

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2020-5-98-105

Ключевые слова:

локальность; активизм; школа; учебный процесс; преподавательская деятельность

Аннотация

Цель статьи. В статье анализируется отношение учителей к своей профессиональной деятельности в российской провинции.
Методы исследования. Данные получены в ходе полевых исследований в 2013–2015 гг. и в 2019 г. в пятнадцати регионах РФ, осуществлявшихся методом глубинных интервью и фокус-групп.
Результаты исследования. Выявлена гражданская активность учителей и директоров школ и её значимая роль в социокультурном развитии местных сообществ. Исследование показало, что ситуация в районных центрах постепенно меняется, возникла тенденция снижения активизма работников образования. Учителя чаще предпочитают следовать инструкциям, не пытаются выйти за рамки, как это было ранее. Основными факторами изменения позиции учителей стали реформирование системы образования и глобальные трансформации в подходе к воспитанию детей, проявляющиеся в форме давления на учителей со стороны родителей школьников. Сделан вывод о том, что снижение активизма педагогов ведёт к ухудшению социокультурной ситуации в малых городах и посёлках, а также к снижению качества выпускников местных школ.

Биография автора

Наталья Валерьевна Левченко, Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, г. Москва, Россия

научный сотрудник Института социологии Федерального научно-исследовательского
социологического центра РАН.

Библиографические ссылки

Аксенова О. В. Парадигма социального действия: профессионалы в российской модернизации: [монография]. – М.: Институт социологии РАН, 2016. – 304 с.

Аксенова О. В. Модели управления в России и на Западе: риски и перспективы развития // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 16 / отв. ред. М. К. Горшков. – М.: Новый Хронограф, 2018. – С. 348-372.

Акторская парадигма управления в эпоху перемен: адаптация или противодействие // Россия реформирующаяся: Ежегодник [сборник научных статей] / Отв. ред. М. К. Горшков; Институт социологии РАН. – Москва: Новый хронограф. – 2016. – Вып. 14. – С. 336–357.

Байрамова Ж. М. Интеграция образования и науки как движущая сила модернизации экономики России // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. – 2011. – № 4. – С. 174–180.

Левченко Н. В. Модернизация системы образования: отношение учителей к возникающим рискам // Гуманитарные и социально-политические проблемы модернизации Кавказа. Сборник научных статей VI-ой Международной конференции / Отв. ред. Сампиев И. М. – Назрань: ООО «КЕП», 2018. – С. 316–324.

Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. – М.: Научный мир, 1998. – 206 с.

Чередниченко Г. А. Российская молодежь в системе образования: от уровня к уровню // Вопросы образования. – 2016. – № 3. – С. 152–182.

Загрузки

Опубликован

2020-09-14

Как цитировать

Левченко, Н. В. (2020). АКТИВИЗМ УЧИТЕЛЕЙ В РОССИЙСКИХ ЛОКАЛЬНОСТЯХ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 13(5), 98–105. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2020-5-98-105

Выпуск

Раздел

Теоретическая и прикладная социология