ДИАЛОГ В УПРАВЛЕНИИ УНИВЕРСИТЕТОМ В ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ: СОЦИОСТРУКТУРНЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ

Авторы

  • Лидия Ильинична Щербакова Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова, г. Новочеркасск, Россия

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2020-5-127-134

Ключевые слова:

социальный диалог; социальное пространство университета; стратификационные различия: субъекты образования; управленческие технологии

Аннотация

Целью исследования является концептуализация социального диалога в системе управления современным университетом как специфической разновидности социальной коммуникации, механизма социальной консолидации и согласования интересов и действий основных субъектов образовательного процесса в условиях новой социальной реальности.
Методологическая база исследования внутриуниверситетских социоструктурных и коммуникативных взаимодействий опирается на идеи П. Штомпки о социальных изменениях как процессе, влияющем на изменение структуры системы, то есть четырех сетей связей между элементами: взаимодействиями (интеракциями), интересами, нормами и идеями. Социальный диалог в образовательной системе рассмотрен как равноправное, свободное и продуктивное коммуникативное взаимодействие, имеющее своей целью сплоченность и солидаризацию всех субъектов образования на принципах партнерства, уважения, толерантности. Изменяющаяся социальная реальность как внешняя среда функционирования социального института высшего образования  рассмотрена в контексте научных обобщений российских ученых, обращающих внимание на то, что современная социальная реальность является результатом объективизации субъективной деятельности человека, она развивается по собственным объективным законам и оказывает влияние на человека и природу в целом.
Внутренняя университетская среда охарактеризована как особое социальное пространство, в котором каждый субъект образования описан на основе системы стратификационных координат, определяющих его социальное положение, главными из которых
являются его властный, профессиональный и экономический статусы, уровень образования, семейное положение, национальность, происхождение и т. д.
Результаты исследования заключаются в следующем: идентифицированы основные субъекты социального диалога университета, описаны тенденции трансформаций их интересов в изменяющейся социальной реальности. Социальный диалог как технология общения и механизм выявления социальных проблем и противоречий в социальном пространстве университета охарактеризован как ресурс повышения эффективности управления, социальной консолидации, стабильности и солидарности в коллективе.
Дальнейшее исследование предполагает уточнение социокультурных регуляторов формирования мотивов, интересов субъектов образования в условиях трансформации института высшего образования и поиск форм социального диалога в реальной среде и онлайн-формате для повышения эффективности управления университетом в новой социальной реальности.

Биография автора

Лидия Ильинична Щербакова, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова, г. Новочеркасск, Россия

профессор, доктор социологических наук, профессор кафедры «Социальные и гуманитарные науки» Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) имени М. И. Платова.

Библиографические ссылки

Вебер М. Основные социологические понятия // Западно-европейская социология ХIX-начала ХХ веков. - М., 1996. - С. 460-466.

Емельянов Ю. Н. Обучение паритетному диалогу. РИО Ленинградского университета. – 1991 г. – 106 с. – С. 3.

Зубок Ю. А., Чупров В. И. Самоорганизация в проявлениях молодежного экстремизма // Социологические исследования, 2009. – № 1. – С. 79.

Зубок Ю. А., Чупров В. И. Жизнедеятельность молодежи в культурном пространстве изменяющейся реальности: теоретические подходы к исследованию // В сборнике: Культурное пространство молодежи: смыслы и практики. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией Т. К. Ростовской. – 2019. – С. 9-18.

Курбатов В. И. Социальный диалог: концептуальный анализ // Гуманитарий Юга России. - 2014. - С. 103-112.

Новая социальная реальность: системообразующие факторы, безопасность и перспективы развития. Россия в техносоциальном пространстве (Коллективная монография). - М.; СПб.: Нестор-История, 2020. - 208 с.

Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. - М., 1997.

Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. Ю. Согомонов: Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1992.

Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика: исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. - СПб.: РХГИ, 2000.

Социальный диалог: повседневный дискурс и социальные практики: монография; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2012. - 236 с.

Штомпка П. Социология. Анализ современного общества: Пер. с польск. С. М. Червонной. - М.: Логос, 2005. - 664 с.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Издательство «Омега-Л», 2014. - 136 с.

Загрузки

Опубликован

2020-09-30

Как цитировать

Щербакова, Л. И. (2020). ДИАЛОГ В УПРАВЛЕНИИ УНИВЕРСИТЕТОМ В ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ: СОЦИОСТРУКТУРНЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 13(5), 127–134. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2020-5-127-134

Выпуск

Раздел

Теоретическая и прикладная социология