СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ СТЕЙКХОЛДЕРОВ: ВЗГЛЯД РОССИЙСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Авторы

  • Любовь Сергеевна Данилова Нижегородский филиал Высшей школы экономики, г. Нижний Новгород, Россия

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2020-5-162-174

Ключевые слова:

социальная ответственность бизнеса; теория стейкхолдеров; стейкхолдеры; государство; общество; работник

Аннотация

Целью исследования является рассмотрение концепции социальной ответственности бизнеса (далее — СОБ) с позиции теории стейкхолдеров.

Методологическую базу исследования составляет теория стейкхолдеров Р. Е. Фримана, а также концепции, в рамках которых социальная ответственность бизнеса по отношению к  заинтересованными сторонам рассматривается современными исследователями («корпоративный эгоизм», «корпоративный альтруизм», «разумный эгоизм»). В качестве основного метода эмпирического исследования выбран многомерный контент-анализ 200 российских публикаций, посвященных вопросам СОБ, за период с 2013 по 2018 год.
Результаты исследования демонстрируют, что в качестве ключевых заинтересованных сторон в аспекте социальной ответственности предприятия российскими исследователями выделены государство и общество, отмечен противоречивый характер взаимоотношений с ними в контексте СОБ. Сделан вывод о том, что при декларируемой значимости всех заинтересованных в российских реалиях организации имеют возможность удовлетворять интересы преимущественно ключевых финансовых стейкхолдеров.
Перспектива исследования заключается в комплексном осмыслении дискурса вокруг вопросов социальной ответственности бизнеса в кругах современных российских исследователей, включающем не только аспект стейкхолдеров, но и такие направления в изучении СОБ, как понятийный аппарат, оценка зарубежного опыта, стандартизация и отчетность и т. д.

Биография автора

Любовь Сергеевна Данилова, Нижегородский филиал Высшей школы экономики, г. Нижний Новгород, Россия

преподаватель кафедры общего и стратегического менеджмента Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; аспирант факультета социальных наук Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского

Библиографические ссылки

Freeman R. E. Strategic management: stakeholder approach. – Boston: Pitman Publishing. – 1984. – 275 р.

Абдокова Л. З. Корпоративная социальная ответственность как основа корпоративного гражданства и социального партнерства в бизнесе // Успехи современной науки и образования. – 2017. – Т. 2. – № 1. – С. 139-141.

Аксенов В. А., Богатищева Ю. Н., Любимова М. В. Региональный аспект корпоративной социальной ответственности // Управленческие науки. – 2013. - № 2. – С. 46-57.

Астафьев В. А., Писклакова С. В. Формирование российской модели социальной ответственности бизнеса // Социогуманитарный вестник. – 2013. – № 3 (12). – С. 33-38.

Басова М. М. Основные проблемы корпоративной социальной ответственности бизнеса и пути их решения // Стратегии бизнеса. – 2017. – № 2. – С. 16-20.

Благов Ю. Е., Кабалина В. И., Петрова-Савченко А. А., Соболев И. С. Создание ценности для бизнеса и общества: анализ корпоративной социальной деятельности российских компаний // Российский журнал менеджмента. –2015. – Т. 13. – № 2. – С. 67-98.

Виттенберг Е. Я. Социальная ответственность российского бизнеса в условиях кризиса // Вестник института социологии. – 2017. – Т. 8. – № 1 (20). – С. 76-115.

Выборный А. Б. Корпоративная социальная ответственность и обеспечение устойчивости и конкурентоспособности предпринимательских структур // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2013. – № 15. – С. 79-83.

Герасимова В. В., Мансуров А. М. Социальная ответственность в развитии партнерских отношений государства и бизнеса // Вестник ПАГС. – 2013. – № 4 (37). – С. 49-55.

Гончарова А. В., Агафонова М. С. Социальная ответственность работодателей и ее современная роль в формировании социальной политики в России // Научное обозрение. Экономические науки. – 2016. – № 2. – С. 64-67.

Горшенина Е. В., Вицелярова К. Н. Социальная ответственность и культура предпринимательства // Экономические исследования. – 2017. – № 3.

Емельянов С. М. Корпоративная социальная ответственность в стратегии современной компании: методологические подходы // Управленческое консультирование. – 2014. – № 5 (65). – С. 73-85.

Захаров В. В., Новгородова Н. С., Подворотова Д. М. Корпоративная социальная ответственность // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. – 2013. – № 13. – С. 53-59.

Ивашина М. М. Корпоративная социальная ответственность как инструмент реализации социальной составляющей российской экономической системы // Наука и общество. – 2015. – № 4 (23). – С. 57-60.

Ишкинина М. Х. Социальная ответственности предприятия перед работниками // Вестник ВЭГУ. – 2013. – № 2 (64). – С. 179-183.

Ковалева Н. Н., Дворецкая Ю. А. Социальный аудит в призме социальной ответственности организаций // Вестник БГУ. – 2014. – № 3. – С. 278-283.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.

Малышева Е. А. Практика развития компаний в условиях социально-ориентированного управления // Вестник Самарского муниципального института управления. – 2017. - № 1. – С. 47-57.

Мантаева Э. И., Голденова В. С. О роли социальной ответственности бизнеса на региональном уровне (на материалах Республики Калмыкия) // Вестник РУДН. Серия: Экономика. – 2014. – № 4. – С. 104-112.

Матакаева Ф. Ю. Проблема оценки качества реализации политики корпоративной социальной ответственности интегрированного бизнес-кластера // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. – 2013. – № 4. – С. 437-442.

Морозов А. А. Социальная ответственность бизнеса в системе «работник-работодатель»: опыт эмпирического изучения // Труды Карельского научного центра РАН. – 2015. – № 3. – С. 117-125.

Нуртдинова А. Ф. Социальная ответственность бизнеса: правовые аспекты экономической концепции // Журнал российского права. – 2015. – № 1 (217). – С. 30-46.

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд. – М.: Высшая школа, 1993. – 944 с.

Петрунин Ю. Ю., Пурлик В. М. Корпоративная социальная ответственность: поиск методологических оснований // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). – 2015. – № 3. – С. 19-33.

Савина Т. Н., Сульдина О. В. Институциональные предпосылки становления и развития социальной ответственности бизнеса в России // Научное обозрение. Экономические науки. – 2014. – № 2. – С. 82.

Савина Т. Н. Практика реализации корпоративной социальной ответственности: опыт ПАО «Лукойл» // Экономический анализ: теория и практика. – 2016. - № 2 (449). – С. 91-102.

Строков М. А., Рудакова О. В. Социальная ответственность бизнеса как его конкурентное преимущество // Среднерусский вестник общественных наук. – 2017. - № 3. – С. 108-115.

Сушкова И. А. Корпоративная социальная ответственность на практике // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. – 2013. – № 3. – С. 139-143.

Трещевский Ю. И., Никитина Л. М. Методология исследования корпоративной социальной ответственности // Социально-экономические явления и процессы. – 2010. – № 3 (19). – С. 244-248.

Фролов Д. П., Рожков С. А. Эволюция института социальной ответственности бизнеса в России: логика, форматы, фактор Всемирной торговой организации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2013. – Т. 9. – № 21 (210). – С. 2-12.

Черепанов С. В. Страхование как инструмент социальной защиты работников в системе корпоративной социальной ответственности // Актуальные проблемы экономики и права. – 2013. – № 2 (26). – С. 147-151.

Чернышева Ю. Г., Шепеленко Г. И. Социальная ответственность предпринимателя // Финансовые исследования. – 2015. – № 4 (49). – С. 271-276.

Чубарова М. С., Евстратова Т. А. Концепция социальной ответственности бизнеса // Материалы Ивановских чтений. – 2017. – № 3-1 (14). – С. 168-174.

Шорохова Н. А. Социальная ответственность как базовая ценность культуры предпринимательства // Вестник Института экономики и управления Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – 2016. – № 1 (20). – С. 61-66.

Шулимова А. А. Институциональные проблемы развития социально-экономической ответственности российского бизнеса // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2014. – № 9 (246). –С. 56-64.

Яровинская М. С. Инвестиции в социальную ответственность как опцион роста // Управленческие науки. – 2013. – № 1 (6). – С. 26-31.

Bloomberg: сотрудники Google попросили руководство прекратить сотрудничество с полицией [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/8792755.

Johnson & Johnson перестанет выпускать осветляющую кожу косметику [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/20/06/2020/5eedd02d9a7947397565c3a3.

PepsiCo и Mars меняют логотипы продуктов в рамках борьбы с расизмом [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/8756295?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews.

ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rspp.ru/simplepage/iso-26000-rukovodstvo-po-sotsialnoy-otvetstvennosti/.

Загрузки

Опубликован

2020-07-14

Как цитировать

Данилова, Л. С. (2020). СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ СТЕЙКХОЛДЕРОВ: ВЗГЛЯД РОССИЙСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 13(5), 162–174. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2020-5-162-174

Выпуск

Раздел

Экономика и управление