ТРАНСФОРМАЦИЯ РИТУАЛОВ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ
DOI:
https://doi.org/10.17213/2075-2067-2020-6-120-126Ключевые слова:
ритуал; полистилистическая культура; трансформации; интернет- технологии; свадьба.Аннотация
Целью исследования является обоснование влияния современных информационных технологий на изменения в ритуальных практиках в ходе осуществления церемониально-ритуальных действий, в частности, на интерпретацию смысла бракосочетания в современной массовой культуре.
Методологическую базу исследования составляют социологическая теория моностилистической и полистилистической культуры Л. Г. Ионина, теория интерактивного ритуала И. Гоффмана, идеи известных мыслителей современности У. Эко, Ю. Хабермаса, необходимые для осмысления рассматриваемой проблематики. Исследование также базируется на исследованиях ритуала российского ученого А. К. Байбурина, а также на ряде современных работ российских ученых, рассматривающих трансформацию ритуалов в контексте развития интернет-технологий.
Результаты исследования. Переход к полистилизму в производстве культурных форм, демонополизация сферы творчества культурных норм, расширение технических условий для культурного творчества граждан независимо от уровня их культурной компетенции, активное включение в эту деятельность широкого слоя пользователей сети Интернет — все эти словия приводят к выхолащиванию сакрального ядра культурных ритуалов. В разрушении
ритуалов такого рода активно участвуют большей частью представители молодых поколений — пользователи сети Интернет, но при этом ритуал сохраняется как внешняя форма повседневной деятельности — как церемониала или как стереотипной формы поведения в конкретных ситуациях.
Перспективу исследования составляет дальнейший социологический анализ трансформации ритуалов в современном информационном обществе.
Библиографические ссылки
Гидденс Э. Социология. Изд. 2-е, . – М.: Едиториал УРС, 2005.
Ионин Л. Г. Социология культуры. – М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2000.
Breslow H. Civil Society, Political Economy, and the Internet // Virtual Culture: Identity and Communication in Cybersociety. – London: Sage. , 1997. – CP. 236–257.
Lievrouw L., Livingstone S. The Handbook of New Media: Social Shaping and Social Consequences of ICTs. – London: Sage. , 2006.
Статистика авторов социальных сетей [Электронный ресурс] // Brand Analytics. – Режим доступа: - https://br-analytics.ru/statistics/author/.
Бейненсон В. А. Актуальные проблемы медиапсихологии в условиях системы Web 2.0 // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер. Социология. Психология. Философия. – 2014,. – № №1(2). – С. 407- – 415.
Мельников М. В., Моисеева З. Ф. Граница между личным и публичным пространством и ее особенности на примере социальной сети Instagram // Теория и практика общественного развития. – 2016,. – № №10. – С. 31- - 39.
Эко. У. Утраченная укромность частной жизни // Эко У. Полный назад! ««Горячие войны»» и популизм в СМИ,. - – М.: Эксмо, 2007.
Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. – СПб: Наука. , 1993.
Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни. – М.: Канон- – Пресс, 2000.