СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ГЕНДЕРНОЙ СТЕРЕОТИПИЗАЦИИ

Авторы

  • Юлия Геннадьевна Тищенко Ростовский государственный медицинский университет, г. Ростов-на-Дону
  • Ирина Александровна Тищенко Шахтинский автодорожный институт (филиал), Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова, г. Шахты
  • Светлана Владимировна Чернецкая Шахтинский автодорожный институт (филиал), Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова, г. Шахты

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2021-1-77-84

Ключевые слова:

Ключевые слова: студенческая молодежь; гендерная стереотипизация; субъектные свойства студенчества; социокультурная эволюция общества.

Аннотация

Цель исследования состоит в социологическом анализе концепта «студенческая молодежь» как объект и субъект гендерной стереотипизации, что позволяет рассматривать современное студенчество как движущую силу социокультурных изменений в обществе, которому (студенчеству) принадлежит лидирующая роль в ближайшем будущем и чьи ценностно-нормативные представления, гендерные установки станут определяющими в российском социокультурном пространстве.

Методологическую базу исследования представляют классические социологические теории социального действия (М. Вебер, Т. Парсонс), социальной идентификации (Г. Тэджфел, Дж. Тернер и др.), современные концепции молодежи, теория К. Манхейма о значении поколений в социальных трансформациях. В работе использовались общенаучные методы исследования (аналитический, системный, компаративный анализы) и методы социологического исследования (анализ материалов, документов; анкетирование и др.).

Результаты исследования. В русле синтезирующего подхода современное студенчество рассмотрено как многокачественное понятие в единстве его субъективного и объективного, социального и индивидуального, внешних и внутренних связей; дано авторское определение концепта «студенческая молодежь», обоснована ее лидирующая роль в социокультурной эволюции российского общества.

Перспективы исследования. Изучение ценностно-нормативных представлений, гендерных стереотипов современной студенческой молодежи различных типов поселения и профиля образования позволят прогнозировать характер динамики транформирующегося российского общества, выявить перспективы его модернизации.

Биографии авторов

Юлия Геннадьевна Тищенко, Ростовский государственный медицинский университет, г. Ростов-на-Дону

кандидат социологических наук, специалист отдела организации учебного процесса учебного управления Ростовского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Ирина Александровна Тищенко, Шахтинский автодорожный институт (филиал), Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова, г. Шахты

доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Экономика и управление» Шахтинского автодорожного института (филиала) Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) имени М. И. Платова.

Светлана Владимировна Чернецкая, Шахтинский автодорожный институт (филиал), Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова, г. Шахты

кандидат филоофских наук, доцент кафедры «Экономика и управление» Шахтинского автодорожного института (филиала) Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) имени М. И. Платова.

Библиографические ссылки

Манхейм К. Диагноз нашего времени / Пер. с нем. и англ. – М.: Юрист, 1994. – С. 444-461.

Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. / Пер. с франц. – М.: Мир, 1992. – Т. 2. – 363 с.

Women’s Studies Encyclopedia. Ed. Tierney H. – N.Y. Peter Bedrick Books, 1991. – 1607 р.

Рябова Т. Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований [Электронный ресурс] // Личность. Культура. Общество. – Т. V. – Вып. 1-2 (15-16). – С. 120-139. / Гендер. Политический дискурс. Сайт Татьяны Рябовой. – Режим доступа: http://w3.ivanovo.ac.ru/alumni/riabova/stereotype.htm.

Численность студентов и количество мест в вузах в России. Инфографика. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://aif.ru/society/education/chislennost_studentov_i_kolichestvo_mest_v_vuzah_v_rossii_infografika.

Прохоров А. М. Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1984. – С. 1277.

Явон С. В. Динамика социальной роли молодежи: гендерный подход: дис. … д-ра социолог. наук: 22.00.04 / Явон Снежана Владимировна. – М.: МГПИ, 2010. – 405 с.

Щеглова С. Н. Определение границ перехода от детства к молодости и от молодости к взрослости / С. Н. Щеглова // Молодежь – 97: надежды и разочарования. – М., 1997. – С. 157–166.

Тищенко Ю. Г. Гендерные стереотипы современной студенческой молодежи: социологический анализ: автореф. дис. … канд. социолог. наук. – Ставрополь, 2014. – 31 с.

Кон И. С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.

Загрузки

Опубликован

2021-03-22

Как цитировать

Тищенко, Ю. Г., Тищенко, И. А., & Чернецкая, С. В. (2021). СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ГЕНДЕРНОЙ СТЕРЕОТИПИЗАЦИИ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 14(1), 77–84. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2021-1-77-84

Выпуск

Раздел

Теоретическая и прикладная социология