КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

Авторы

  • Елена Вадимовна Чанкова Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, г. Москва

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2021-1-85-93

Ключевые слова:

Ключевые слова: компетентность; социальная коммуникация; коммуникативная компетентность личности; изменяющаяся социальная реальность.

Аннотация

Цель статьи. Исследование коммуникативной компетентности личности как социального феномена позволило раскрыть его деятельностную природу, способную к самоизменениям и саморегуляции в условиях современного интенсивно трансформирующегося мира.

Методология исследования коммуникативной компетентности строится, исходя из ее деятельностной природы с учетом типов общественного развития, классического и неклассического этапов развития социологического знания – на основе концепции изменяющейся социальной реальности.

Результат исследования. В статье представлены отдельные результаты эмпирической верификации коммуникативной компетентности личности в современных российских практиках, позволяющие увидеть различия в ее проявлених в реальных межличностных и в виртуальных взаимодействиях. Различны ценностно-нормативные параметры, поведенческие стратегии. Для виртуальных интеракций характерны большая пластичность ценностей и норм, большая автономность в стратегиях поведения, чем реальных взаимодействиях. Изменяется характер саморегуляции с институциональных средств в реальных интеракциях на более широкий спектр социокультурных средств в виртуальных практиках россиян.

Перспективы исследования. Исследование коммуникативной компетентности является перспективным с позиции понимания механизмов коммуникативной компетентности в молодежных практиках взаимодействия в условиях нарастающей цифровизации, где молодые люди являются основными пользователями.

Биография автора

Елена Вадимовна Чанкова, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, г. Москва

доктор социологических наук, профессор, доцент кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова.

Занимается исследованием социальных коммуникаций в современном изменяющемся мире, коммуникативной компетентности личности в условиях изменяющейся социальной реальности. Рассматривает коммуникативную компетентность как фактор интеграции современного сложного общества. Исследование коммуникативной компетентности молодежи как основной части пользователей сети Интернет позволяет строить прогнозы развития российского общества.

Библиографические ссылки

Базаров Т. Ю. Компетенции будущего: Квалификация. Компетентность (критерии качества) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. Tltsu.ru/publectures/ lecture_06.html.

Гавров С. Н. Социокультурная традиция и модернизация российского общества. Монография. – Москва, МГУКИ, 2002. – С. 80.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. – М., 1996.

Жуков Ю. М. Коммуникативный тренинг. – М.: Гардарики, 2003. – 223 с.

Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования / Интернет-журнал «Эйдос».

Зубок Ю. А., Чупров В. И. Изменяющаяся социальная реальность в кризисном российском обществе // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2017. – Т. 10. – №1. – С. 41-57.

Зубок Ю. А.,Чупров В. И. Саморегуляция смысложизненных ценностей в культурном пространстве молодежи // Вестник Института социологии. – 2019. – Т. 10. – №4. – С. 164-186. – DOI: 10.19181/vis.2019.31.4.614.

Коммуникация социальная. Социология коммуникации. Словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sotsiologiya-kommunikatsii-.slovaronline.com/22-коммуникация_социальная (Дата обращения: 20.02.2021).

Кравченко С. А. Метаморфозы: сущность, усложняющиеся типы, место в социологическом знании // Социологические исследования. – 2017. – №10. – С. 3-14.

Митина Л. М. Психология профессионального развития. – М., 1998.

Парсонс Т. О структуре социального действия. – М.: Академический проект, 2000.

Равен Д. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация (англ. 1984). – М., 2002.

Сахарова И. С. Категории компетентности и компетенции в современной образовательной парадигме // Вестник Оренбургского университета. – 2020. – №1. – С. 51-58.

Силантьева Е. В. Дифференциация понятий «компетентность» и «компетенция» [Электронный ресурс] / Eurasian scientific congress. Abstracts of the 10th International scientific and practical conference. Barca Academy Publishing. Barcelona, Spain. – 2020. – P. 230-240. – Режим доступа: https://sciconf.com.ua/x-mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-eurasianscientific-congress-4-6-oktyabrya-2020-goda-barselona-ispaniya-arhiv/.

Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2 / Национальный общественный научный фонд / Рук. проекта Т. Ю. Семигин. Гл. ред. В. Н. Иванов. – М.: Мысль, 2003.

Хабермас Ю. Молральное сознание и коммуникативное действие. – СПб.: Наука, 2010. – 377 с.

Чанкова Е. В. Коммуникативная компетентность личности в условиях изменяющейся социальной реальности: дисс. … д-ра социол. наук. – М., 2018. – 382 с.

Шюц А. Формирование понятий и теории в общественных науках. В кн.: Американская социологическая мысль. – М., 1994. – С. 485.

Загрузки

Опубликован

2021-03-22

Как цитировать

Чанкова, Е. В. . (2021). КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 14(1), 85–93. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2021-1-85-93

Выпуск

Раздел

Теоретическая и прикладная социология