МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ В РОССИИ: СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА И ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ
DOI:
https://doi.org/10.17213/2075-2067-2021-2-50-62Ключевые слова:
молодые ученые; научная деятельность; социально-демографическая структура научных кадровАннотация
Цель исследования – cтатистический и социологический мониторинг количественно-качественной социально-демографической структуры молодых ученых и оценка социально-профессиональных аспектов с помощью расчета индекса удовлетворенности (Iу).
Методологическая база исследования строится на концепции теории социальных групп как зарубежных классиков (Г. Зимемель, Г. Блумер, Э. Гидденс), так и отечественных социологов (О. И. Шкаратан, Г. А. Ястребов), в контексте которой социально-профессиональная группа рассматривается как социальный феномен социального бытия в пространстве и времени, создающий предпосылки для профессионального взаимодействия и коммуникации. Концепция исследования строится на двух подходах: социологическом (молодые ученые рассматриваются как социально-профессиональная группа, где возраст является основной сущностной характеристикой) и статистическом – характеризующем количественную сторону качественно определенных массовых социально-экономических процессов в структуре социально-профессиональной группы молодых ученых в конкретный период времени (в рамках данного исследования анализировался период с 2000 года по настоящее время, при отсутствии данных на текущий период времени приводились имеющие максимально приближенные данные).
Результаты исследования. В ходе проведенного статистического анализа сделан вывод о затяжных стагнационных процессах в социально-демографической структуре российских ученных. Отмечается, что при незначительном «притоке» молодежи в науке их качественные характеристики (наличие ученой степени кандидата или доктора наук) снижаются, что противоречит Стратегии научно-технологического развития России.
Перспективу исследования составляет углубленный анализ причинно-следственных связей в протекающих процессах в социально-демографической структуре молодых ученых и отрицательной динамики их количественно-качественных показателей, что будет способствовать определению ключевых ориентиров государственной научной политики.
Библиографические ссылки
Борисова С. Н. Теоретико-методологические подходы к изучению профессий и профессиональных групп в западной социологии // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. – 2012. – №2 (26). – С. 7-14.
Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль: Тексты. – М., 1994.
Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России в зеркале социологии. К истокам многолетних исследований. – М.: ФНИСЦРАН, 2020. – Ст. 393-397.
Гидденс Э. Устроение общества: Очерки теории структурации. – 2-е изд. – М., 2005. – 528 с.
Дежина И. Г. Кадровые проблемы в российской науке и инициативы государства // Наука и науковедение. – 2006. – №1. – С. 28-34.
Долженко Р. А., Карпилянский В. А., Хади Р. А., Диденко А. С. Мотивация молодых ученых к научно-исследовательской деятельности в российских региональных вузах // Образование и наука. – 2019. – Т. 21. – №9. – С. 122–153.
Зиммель Г. Избранное: В 2 т. – М., 1996. – Т. 2. – 1283 с.
Индикаторы науки – 2020: стат. сб. / Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский, Е. И. Евневич и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2020. – 337 с.
Инновационное развитие Российской федерации в 2019 году. Аналитический отчет ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ. 2020. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.miiris.ru/digest/analitika_RF.pdf (Дата обращения: 23.01.2021).
Малошонок Н. Г. «Студент» или «молодой ученый»: мнения научных руководителей о предпочтительной модели аспирантской подготовки в российских университетах // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. – 2019. – №4. – С. 278-303.
Мансуров В. А. Юрченко О. В. Социология профессиональных групп: история становления и перспективы // Вестник Института социологии. – 2013. – №7. – С. 92-106.
Научно-инновационный потенциал Южного федерального округа: стат. сб. / В. П. Заварухин, И. В. Зиновьева, С. Н. Иноземцева и др. – М.: ИПРАН РАН, 2018. – 155 с.
Научные кадры: тенденция снижения сохраняется [Электронный ресурс] / Экспресс-выпуск от 25.09.2019 г. Институт статистических исследований и экономики знаний. НИУ ВШЭ. – Режим доступа: https://issek.hse.ru/data/2020/02/07/1574269460/NTI_N_145_25092019.pdf (Дата обращения: 23.01.2021).
Основы государственной молодежной политики Российской Федерации до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014 г. №2403-р.
Официальный сайт службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ (Дата обращения: 23.01.2021).
Портрет современного российского аспиранта / С. К. Бекова, И. А. Груздев, З. И. Джафарова, Н. Г. Малошонок, Е. А. Терентьев. − М.: НИУ ВШЭ, 2017. – 60 с.
Постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2005 года №260 «О мерах государственной поддержки молодых ученых российских ученых – кандидатов и докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации».
Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 года №220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные организации высшего образования, научные учреждения и государственные научные центры Российской Федерации».
Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018: стат. сб. / Росстат. − М., 2018. − 1162 с.
Российская социологическая энциклопедия / Под. общ. ред. Г. В. Осипова. – М., 1998. – С. 99.
Сенашенко В. С. О престиже профессии «преподаватель высшей школы», ученых степеней и ученых званий // Высшее образование в России. – 2017. – №2 (209). – С. 36-44.
Современная западная социология: Словарь. – М.: Политиздат, 1990. – С. 321-322.
Статистика науки и образования. Выпуск 3. Подготовка научных кадров высшей квалификации в России. Инф.-стат. мат. – М.: ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, 2018. – 200 с.
Терентьев Е. А., Бекова С. К., Малошонок Н. Г. Кризис российской аспирантуры: источники проблем и возможности их преодоления // Университетское управление: практика и анализ. – 2018. – №22. – С. 54-66.
Указ Президента Российской Федерации от 9 февраля 2009 года №146 «О мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов и докторов наук».
Шестак В. П., Шестак Н. В. Аспирантура как третий уровень высшего образования: дискурсивное поле // Высшее образование в России. – 2015. – №12. – С. 22-34.
Шкаратан О. И., Ястребов Г. А. Социально-профессиональная структура населения России. Теоретические предпосылки, методы и некоторые результаты повторных опросов 1994, 2002, 2006 гг. // Мир России. – 2007. – №3. – С. 12.