ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ НЕГРАМОТНОСТЬ: АКТОРЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, РИСКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НЕКОМПЕТЕНТНОСТИ
DOI:
https://doi.org/10.17213/2075-2067-2021-4-36-44Ключевые слова:
функциональная неграмотность; отечественное высшее образование; акторы высшего образования; массовые профессии; рыночные профессии; функциональный специалист.Аннотация
Целью заявленной статьи является анализ функциональной неграмотности в российском высшем образовании как уже не новой реальности, характеризующей профессиональные позиции акторов высшего образования: студентов и отчасти профессорско-преподавательского состава.
Методология исследования определяется, во‑первых, пониманием функциональной неграмотности как массового явления российского общества, приобретшего характер институционализации, во‑вторых, субъектностью, включением в обыденные и профессиональные стратегии акторов высшего образования алгоритма «функциональной неграмотности», в‑третьих, обоснованием субъектно-деятельностной парадигмы, содержащей возможность анализа институциональных (объективных) и деятельностных (субъективных) факторов функциональной неграмотности.
Результаты исследования. Функциональная неграмотность в широком социальном контексте стала следствием формирования парадоксального человека, в котором существуют противоречивые явления на уровне расхождения между декларируемыми позициями и схемами практической деятельности. В контексте развития отечественного высшего образования происходит смещение приоритетов на количественные показатели дипломированных специалистов и моду на рыночные профессии как наиболее привлекательные для будущих студентов. Авторы статьи делают вывод, что функциональная неграмотность, которая содержит деструктивное влияние на траекторию развития высшего образования, закрепляя заниженные когнитивные и профессиональные установки акторов высшего образования, не станет «исчезнувшей» в среднесрочный период, поскольку для прохождения точки перелома требуются системные структурные и функциональные изменения.
Библиографические ссылки
Актуальные проблемы образования: Сборник научных трудов / Науч. ред. Д. Л. Константиновский, Г. А. Чередниченко. — М.: Реглант, 2003. — 232 с.
Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований: монография. — М.: ФНИСЦ РАН, 2020. — 688 с.
Кравченко С. А. Социологическое знание через призму «стрелы времени»: востребованность гуманистического поворота: монография. — М.: МГИМО-Университет, 2015. — 342 с.
Малинкович В. Д. Век вывихнут… Распалась связь времен. — М.: ИГПИ, 2008. — 352 с.
Россия: многообразие культур и глобализация / Ответ. ред. И. К. Лисеев. — М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. — 448 с.
Сорокина Н. Д. Образование в современном мире (социологический анализ): монография. — М.: «Экономика и финансы», 2004. — 224 с.
Столицы и регионы в современной России: мифы и реальность пятнадцать лет спустя / Отв. ред. М. К. Горшков, Н. Е. Тихонова. — М.: Весь Мир, 2018. — 312 с.
Тощенко Ж. Т. Парадоксальный человек. — М.: Гардарики, 2001. — 398 с.
Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы / Пер. с англ. А. Сальникова. — М.: «Весь Мир», 2003. — 232 с.
Quality, Social Justice and Accountability in Education Worldwide / BCES Conference Books. — 2015. — Vol. 13. — №2. — 208 p.