ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ НЕГРАМОТНОСТЬ: АКТОРЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, РИСКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НЕКОМПЕТЕНТНОСТИ

Авторы

  • Елена Вячеславовна Загороднюк Южно-Российский государственный технический университет (НПИ)
  • Наталия Сергеевна Иваненко Южно-Российский государственный технический университет (НПИ)

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2021-4-36-44

Ключевые слова:

функциональная неграмотность; отечественное высшее образование; акторы высшего образования; массовые профессии; рыночные профессии; функциональный специалист.

Аннотация

Целью заявленной статьи является анализ функциональной неграмотности в российском высшем образовании как уже не новой реальности, характеризующей профессиональные позиции акторов высшего образования: студентов и отчасти профессорско-преподавательского состава.

Методология исследования определяется, во‑первых, пониманием функциональной неграмотности как массового явления российского общества, приобретшего характер институционализации, во‑вторых, субъектностью, включением в обыденные и профессиональные стратегии акторов высшего образования алгоритма «функциональной неграмотности», в‑третьих, обоснованием субъектно-деятельностной парадигмы, содержащей возможность анализа институциональных (объективных) и деятельностных (субъективных) факторов функциональной неграмотности.

Результаты исследования. Функциональная неграмотность в широком социальном контексте стала следствием формирования парадоксального человека, в котором существуют противоречивые явления на уровне расхождения между декларируемыми позициями и схемами практической деятельности. В контексте развития отечественного высшего образования происходит смещение приоритетов на количественные показатели дипломированных специалистов и моду на рыночные профессии как наиболее привлекательные для будущих студентов. Авторы статьи делают вывод, что функциональная неграмотность, которая содержит деструктивное влияние на траекторию развития высшего образования, закрепляя заниженные когнитивные и профессиональные установки акторов высшего образования, не станет «исчезнувшей» в среднесрочный период, поскольку для прохождения точки перелома требуются системные структурные и функциональные изменения.

Биографии авторов

Елена Вячеславовна Загороднюк, Южно-Российский государственный технический университет (НПИ)

 кандидат технических наук, доцент кафедры «Социальные и гуманитарные науки» Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) имени М. И. Платова.

Наталия Сергеевна Иваненко, Южно-Российский государственный технический университет (НПИ)

кандидат социологических наук, доцент кафедры «Социальные и гуманитарные науки» Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) имени М. И. Платова. Сфера научных интересов — социология молодежи, процессы дифференциации в молодежной среде, социальная помощь и социальная поддержка молодежи, деловые коммуникации в сфере бизнеса и предпринимательства

Библиографические ссылки

Актуальные проблемы образования: Сборник научных трудов / Науч. ред. Д. Л. Константиновский, Г. А. Чередниченко. — М.: Реглант, 2003. — 232 с.

Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований: монография. — М.: ФНИСЦ РАН, 2020. — 688 с.

Кравченко С. А. Социологическое знание через призму «стрелы времени»: востребованность гуманистического поворота: монография. — М.: МГИМО-Университет, 2015. — 342 с.

Малинкович В. Д. Век вывихнут… Распалась связь времен. — М.: ИГПИ, 2008. — 352 с.

Россия: многообразие культур и глобализация / Ответ. ред. И. К. Лисеев. — М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. — 448 с.

Сорокина Н. Д. Образование в современном мире (социологический анализ): монография. — М.: «Экономика и финансы», 2004. — 224 с.

Столицы и регионы в современной России: мифы и реальность пятнадцать лет спустя / Отв. ред. М. К. Горшков, Н. Е. Тихонова. — М.: Весь Мир, 2018. — 312 с.

Тощенко Ж. Т. Парадоксальный человек. — М.: Гардарики, 2001. — 398 с.

Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы / Пер. с англ. А. Сальникова. — М.: «Весь Мир», 2003. — 232 с.

Quality, Social Justice and Accountability in Education Worldwide / BCES Conference Books. — 2015. — Vol. 13. — №2. — 208 p.

Загрузки

Опубликован

2021-08-29

Как цитировать

Загороднюк, Е. В. ., & Иваненко, Н. С. (2021). ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ НЕГРАМОТНОСТЬ: АКТОРЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, РИСКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НЕКОМПЕТЕНТНОСТИ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 14(4), 36–44. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2021-4-36-44

Выпуск

Раздел

Теоретическая и прикладная социология