ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ И ПРИНИМАЮЩЕЕ СООБЩЕСТВО ВУЗА: ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ И ПРАКТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
DOI:
https://doi.org/10.17213/2075-2067-2021-6-71-78Ключевые слова:
образовательная (учебная) миграция, иностранные студенты, принимающее сообщество, практики взаимодействияАннотация
Аннотация. Цель статьи: выявить характер взаимоотношений между иностранными студентами — образовательными (учебными) мигрантами и представителями принимающего сообщества вуза, в котором они проходят обучение.
Эмпирическая база включает в себя результаты прикладного социологического исследования, проведенного коллективом Южно-Российского филиала ФНИСЦ РАН в 2021 году методом анкетного опроса иностранных студентов вузов Юга России.
Результаты. Несмотря на то, что для иностранных студентов, обучающихся в вузах ЮФО, характерно позитивное отношение к представителям принимающего сообщества на уровне социально-психологических установок, сформированных еще до прибытия в страну обучения и сохраняющихся в процессе обучения и непосредственного пребывания в новом для себя обществе, и сложившиеся эффективные практики взаимодействия учебных мигрантов с представителями принимающего сообщества посредством расширения внеучебной деятельности вузов, все же учебные мигранты ЮФО, ставшие участниками проводимого исследования, демонстрируют преобладание в поведении стратегии ограничения взаимодействий с принимающим сообществом, что может быть барьером на пути реализации миграционной политики РФ.
Перспективы исследования. Предложенное исследование подчеркивает необходимость рассмотрения образовательных (учебных) мигрантов как самостоятельной социальной группы в контексте изучения таких социальных процессов, как адаптация и интеграция мигрантов.
Библиографические ссылки
Асланов Я. А., Бинеева Н. К., Магранов А. С. Особенности выбора страны и вуза учебными мигрантами (на примере иностранных студентов ЮФУ) // Гуманитарий Юга России. 2021. Т. 11. №5. С. 109–121.
Воеводин И. В., Пешковская А. Г., Гал-кин С. А., Белокрылов И. И. Социальная адаптация и психическое здоровье студентов-мигрантов в Сибири // Социологические исследования. 2020. №11. С. 157–161.
Пантелеев В. Г., Дьяченко А. Н., Ровавая Т. А. Предметные аспекты социологических исследований международных мигрантов в Ростовской области // Гуманитарий Юга России. 2021. Т. 11. №5. С. 158–170.
Самофалова Е. И. Особенности изучения образовательной миграции в работах зарубежных авторов // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2015. №1(29). С. 104–119.
Чикарова Г. И., Гаврилов П. С. Международная студенческая миграция: наметившиеся тренды и новые вызовы // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9. №5. С. 188–198.
Kamalova L. A., Umbetova M. Zh., Putulyan N. S. Technologies and practices of linguistic and sociocultural adaptation of foreign students during their studies at the university // Contemporary Educational Technology. 2021. 13(1). Рр. 1–14.