ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ И БАРЬЕРОВ РАЗВИТИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС

Авторы

  • Тамара Керимовна Ростовская Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН
  • Елена Евгеньевна Письменная Финансовый университет при Правительстве РФ

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2021-6-129-140

Ключевые слова:

академическая мобильность молодых ученых, проблемы и барьеры развития академической мобильности, эксперты по научно-образовательной политике

Аннотация

Аннотация. Цель исследования: выявление проблем и барьеров развития академической мобильности молодых ученых Российской Федерации в целом и в условиях коронавирусной инфекции в частности.

Методологическую основу исследования составили концептуальные подходы социологии образования в области формирования и развития академической мобильности. Методом экспертного опроса специалистов, отвечающих за реализацию научно-образовательной политики в образовательных и научных организациях, собраны экспертные оценки о проблемах и барьерах развития академической мобильности молодых ученых Российской Федерации.

Результаты исследования. В статье представлен анализ Всероссийского социологического исследования «Выявление проблем и барьеров развития академической мобильности молодых ученых Российской Федерации». Использование метода экспертного опроса специалистов по научно-образовательной политике в шести федеральных округах Российской Федерации: Центральном, Северо-Западном, Южном, Северо-Кавказском, Уральском и Сибирском — позволило выявить проблемы и сформулировать меры регулирования академической мобильности молодых ученых на различных уровнях.

Биографии авторов

Тамара Керимовна Ростовская, Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН

доктор социологических наук, профессор, заместитель директора по научной работе Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук

Елена Евгеньевна Письменная, Финансовый университет при Правительстве РФ

доктор социологических наук, доцент, профессор Финансового университета при Правительстве РФ, главный научный сотрудник Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского центра Российской академии наук

Библиографические ссылки

Афанасьева И. И., Ушаков Д. С. Международная образовательная миграция в эпоху современных глобальных трансформаций // Вестник Академии знаний. 2019. №4(33). C. 34–42.

Краснова Г. А., Байков А. А., Арапова Е. Я. Модель экспорта образования: онлайн-обучение // Аккредитация в образовании. 2018. №3(103). С. 17–19.

Ростовская Т. К., Скоробогатова В. И. Ака-демическая мобильность как важнейший инструмент формирования единого образовательного пространства для молодых ученых // Современные подходы к правовому оформлению общественных отношений в сфере образования: коллективная монография. М.: Федеральный центр образовательного законодательства, 2021. С. 112–144.

Ростовская Т. К., Золотарева О. А. Тенденции академической мобильности в России: статистическая аналитика и прогностика // Интеграция образования. 2021. Т. 25. №3(104). С. 421–439.

Ростовская Т. К., Скоробогатова В. И. Правовые аспекты образовательной миграции в контексте вызовов пандемии // Миграционное право. 2021. №2. С. 3–7.

Тарасенко А. И. Об особенностях организации образовательного процесса для иностранных обучающихся в период распространения новой коронавирусной инфекции [Электронный ресурс] / Материалы науч.-практ. конференции «Экспорт образования как основа экономического развития Российской Федерации: российский и международный опыт» от 20.11.2020 г. URL: http://conf.rudn.ru/conf/vice-rector-2020/data/tarasenko.pdf (дата обращения: 01.03.2021).

Joel T. Schmidt, Min Tang. Digitalization in Education: Challenges, Trends and Transformative Potential, 2020 [Electronic resource]. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-658-28670-5_16 (date accessed: 01.02.2021)

Seres L., Pavlicevic V., Tumbas P. Digital transformation of higher education: Competing on analytics // Conference proceedings, INTED 2018 Conference (5–7 March 2018, Valencia). URL: https://library.iated.org/publications/INTED2018 (date accessed: 01.02.2021).

Загрузки

Опубликован

2022-01-11

Как цитировать

Ростовская, Т. К. ., & Письменная, Е. Е. (2022). ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ И БАРЬЕРОВ РАЗВИТИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 14(6), 129–140. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2021-6-129-140

Выпуск

Раздел

Теоретическая и прикладная социология