ВЛИЯНИЕ КОНСЬЮМЕРИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА НА СИСТЕМУ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы

  • Елена Владимировна Сусименко Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М. И. Платова
  • Елена Юрьевна Литвиненко Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова, г. Новочеркасск, Россия

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2022-2-50-58

Ключевые слова:

консьюмеризм, общество, высшее образование, потребление, студенты, ценности, коммерциализация

Аннотация

Целью исследования является обоснование понятия «консьюмеризм» и выявление его влияния на современное высшее образование.

Методологическую базу исследования представляют классические социологические теории, в рамках которых традиционно рассматривались проблемы, связанные с получением образования — структурный функционализм, конфликтно-критическая теория, интеракционистская теория. Для обоснования сущностного понимания консьюмеризма использована теория праздного класса и теория симулякров в обществе потребления. Оперативно использованы труды российских ученых, посвященные рассмотрению консьюмеризма в контексте высшего образования.

Результаты исследования. Анализ работ зарубежных и российских социологов, исследующих проблемы, связанные с коммерциализацией образования, позволил выделить как негативные, так и позитивные стороны влияния консьюмеризации общества на систему высшего образования. К позитивным моментам можно отнести включенность бизнеса (деловых структур) в дополнительное финансирование современных вузов и открытие коммерческих учебных заведений, отвечающих потребностям бизнеса и рынка труда. Однако нацеленность на подготовку специалистов с высокими профессиональными компетенциями оставляет без должного внимания социокультурную компоненту, зачастую рассматриваемую как «довесок» и не являющуюся необходимой для современного профессионала. Консьюмеризация образования вызывает обеспокоенность тем, что способствует формированию поколения потребителей при отсутствии системы ценностей, присущих культуре общества.

Перспективу исследования составляет дальнейший анализ влияния консьюмеризации общества на систему образования с акцентом на особенности регионального образования.

Биографии авторов

Елена Владимировна Сусименко, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М. И. Платова

доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой «Иностранные языки», Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М. И. Платова

Елена Юрьевна Литвиненко, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова, г. Новочеркасск, Россия

доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры «Иностранные языки», Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М. И. Платова

Библиографические ссылки

Baudrillard J. Selected Writings / Ed. by M. Poster. Stanford, CA: Stanford University Press, 2001. 294 p.

Baudrillard J. The Consumer Society: Myths and Structures. London, UK: SAGE, 1998. 208 p.

Bauman Z. Work, Consumerism and the New Poor. Buckingham: Open University Press, 1998. 106 p.

Fulcher J., Scott J. Sociology. 4th ed. New York: Oxford University Press Inc., 2011. 912 p.

Ritzer G. Introduction to Sociology. SAGE Publications, Inc., 2015. 632 p.

Veblen T. The Theory of the Leisure Class. New York: Dover Publications, 1994. 244 p.

Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну / Пер. с нем. В. Седельник, Я. Федорова. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 383 с.

Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: РУДОМИНО, 1999. 224 с.

Гусева С. В. Консьюмеристский дискурс как интерактивная модель социальной коммуникации (к определению понятия) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14. №5(58). С. 313–320.

Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2-х томах. Пер. с англ. Н. Н. Марчук. Т. 1. М.: Вече, АСТ, 2001. 544 с.

Ильин В. И. Потребление как дискурс. СПб.: Интерсоцис, 2008. 218 с.

Константиновский Д. Л. Неравенство и образование: Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы — начало 2000-х). М.: Центр социального прогнозирования, 2008. 552 с.

Майер Б. О., Наливайко Н. В. Об онтологии качества образования в обществе знания // Философия образования. 2008. №3(24). С. 4–18.

Николаева Е. М., Щелкунов М. Д. Иден-тификация личности в условиях консьюмеризма образования // Ученые записки Казанского государственного университета. 2010. Т. 152. Кн. 1. С. 135–144.

Руднева Д. А. Гламур как феномен культуры постиндустриального общества: методология исследования // Известия Уральского государственного университета. Серия 2. Гуманитарные науки. 2010. №2(76). С. 31–40.

Фурсова В. В., Ханнанова Д. Х. Социальное неравенство в сфере образования. Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 2007. 223 с.

Щелкунов М. Д. Образование в эпоху гламура // Вестник экономики, права, социологии. 2011. №2. С. 269–274.

Загрузки

Опубликован

2022-05-15

Как цитировать

Сусименко, Е. В. ., & Литвиненко, Е. Ю. . (2022). ВЛИЯНИЕ КОНСЬЮМЕРИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА НА СИСТЕМУ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 15(2), 50–58. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2022-2-50-58

Выпуск

Раздел

Теоретическая и прикладная социология