СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ В СРЕДНЕМ РОССИЙСКОМ ГОРОДЕ
DOI:
https://doi.org/10.17213/2075-2067-2022-2-74-83Ключевые слова:
молодые учителя, средний российский город, социальное самочувствие, общее образование, социальные диспозиции, социальное положение, профессиональная деятельностьАннотация
Целью исследования является анализ социального самочувствия молодых учителей в среднем российском городе как социально-возрастной субгруппы в «массиве» работников общего образования, что определяется возрастными и социально-статусными параметрами, содержащими особенности социального самочувствия молодых учителей.
Методология. Использован социально-диспозиционный подход, обладающий аналитическим и объяснительным потенциалом и ориентированный на характеристику социальных диспрозий молодых учителей как установок на конкретные цели профессиональной деятельности и жизненные планы. Также актуализированы процедуры структурно-функционального анализа.
Результаты. Выявлено, что молодые учителя в среднем российском городе, являясь социально-возрастной субгруппой, имеющей временные параметры, не однородны в отношении оценки настоящего и перспектив профессиональной деятельности. В основном они занимают «выжидательную» позицию, которая приводит к перемене профессии или переходу к привычной схеме профессиональной деятельности, связанной с зарабатыванием стажа и занятием индифферентной позиции по отношению к изменениям в системе общего образования.
Перспективы исследования. Исходя из результатов статьи, можно говорить о том, что в дальнейшем востребованным становится анализ корреляции жизненных шансов и жизненных планов в контексте изменений социального пространства среднего российского города.
Библиографические ссылки
Бурдье П. Начало. М.: Socio-Logos, 1994. 288 с.
Горшков К., Шереги П. Молодежь России в зеркале социологии к итогам многолетних исследований. М.: ФНИСЦ РАН, 2020. 688 с.
Горшков М. К., Ключарев Г. А. Непрерывное образование в современном контексте. М.: Юрайт, 2017. 224 с.
Константиновский Д. Л., Вознесенская Е. Д., Чередниченко Г. А. Молодежь России на рубеже ХХ–XIX веков: образование, труд, социальное самочувствие. М.: ЦСПиМ, 2014. 548 с.
Долженко О. Очерки о философии образования. М.: Промо-Медиа, 1995. 240 с.
Зиятдинова Ф. Г. Социальное положение учителей: Ожидание и Реальность // Социологические исследования. 2010. №10. С. 100–106.
Зубок Ю., Чупров И. Социальная регуляция в условиях неопределенности. М.: Akademia, 2008. 272 с.
Ильин В. А., Леонидова Г. В., Головчин М. А. Российский учитель в реформирующемся обществе: взгляд из региона // Социологические исследования. 2017. №3. С. 51–57.
Клименко Л. В., Посухова О. Ю. Профессиональная идентичность школьных учителей в условиях прекариатизации социально-трудовых отношений в крупных городах России // Вопросы образования. 2018. №3. С. 36–67.
Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи. М.: ЦСПиМ, 2015. 232 с.
Региональная социология: проблемы консолидации социального пространства России. М.: Новый Хронограф, 2015. 624 с.
Россия: трансформирующееся общество. М.: «Канон-Пресс-Ц», 2001. 640 с.
Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: диспозиционная концепция. М.: ЦСПиМ, 2013. 376 с.
Социология молодежи. Энциклопедический словарь. М.: Academia, 2008. 608 с.