СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ В СРЕДНЕМ РОССИЙСКОМ ГОРОДЕ

Авторы

  • Анатолий Васильевич Чистяков Шахтинский автодорожный институт (филиал), Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова, Шахты
  • Марина Владимировна Иващенко Средняя общеобразовательная школа №32, г. Новочеркасск

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2022-2-74-83

Ключевые слова:

молодые учителя, средний российский город, социальное самочувствие, общее образование, социальные диспозиции, социальное положение, профессиональная деятельность

Аннотация

Целью исследования является анализ социального самочувствия молодых учителей в среднем российском городе как социально-возрастной субгруппы в «массиве» работников общего образования, что определяется возрастными и социально-статусными параметрами, содержащими особенности социального самочувствия молодых учителей.

Методология. Использован социально-диспозиционный подход, обладающий аналитическим и объяснительным потенциалом и ориентированный на характеристику социальных диспрозий молодых учителей как установок на конкретные цели профессиональной деятельности и жизненные планы. Также актуализированы процедуры структурно-функционального анализа.

Результаты. Выявлено, что молодые учителя в среднем российском городе, являясь социально-возрастной субгруппой, имеющей временные параметры, не однородны в отношении оценки настоящего и перспектив профессиональной деятельности. В основном они занимают «выжидательную» позицию, которая приводит к перемене профессии или переходу к привычной схеме профессиональной деятельности, связанной с зарабатыванием стажа и занятием индифферентной позиции по отношению к изменениям в системе общего образования.

Перспективы исследования. Исходя из результатов статьи, можно говорить о том, что в дальнейшем востребованным становится анализ корреляции жизненных шансов и жизненных планов в контексте изменений социального пространства среднего российского города.

Биографии авторов

Анатолий Васильевич Чистяков, Шахтинский автодорожный институт (филиал), Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова, Шахты

доктор социологических наук, профессор, исполняющий обязанности декана факультета очно-заочного и дистанционного обучения, Шахтинский автодорожный институт (филиал), Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова

Марина Владимировна Иващенко, Средняя общеобразовательная школа №32, г. Новочеркасск

кандидат юридических наук, директор средней общеобразовательной школы №32 г. Новочеркасска

Библиографические ссылки

Бурдье П. Начало. М.: Socio-Logos, 1994. 288 с.

Горшков К., Шереги П. Молодежь России в зеркале социологии к итогам многолетних исследований. М.: ФНИСЦ РАН, 2020. 688 с.

Горшков М. К., Ключарев Г. А. Непрерывное образование в современном контексте. М.: Юрайт, 2017. 224 с.

Константиновский Д. Л., Вознесенская Е. Д., Чередниченко Г. А. Молодежь России на рубеже ХХ–XIX веков: образование, труд, социальное самочувствие. М.: ЦСПиМ, 2014. 548 с.

Долженко О. Очерки о философии образования. М.: Промо-Медиа, 1995. 240 с.

Зиятдинова Ф. Г. Социальное положение учителей: Ожидание и Реальность // Социологические исследования. 2010. №10. С. 100–106.

Зубок Ю., Чупров И. Социальная регуляция в условиях неопределенности. М.: Akademia, 2008. 272 с.

Ильин В. А., Леонидова Г. В., Головчин М. А. Российский учитель в реформирующемся обществе: взгляд из региона // Социологические исследования. 2017. №3. С. 51–57.

Клименко Л. В., Посухова О. Ю. Профессиональная идентичность школьных учителей в условиях прекариатизации социально-трудовых отношений в крупных городах России // Вопросы образования. 2018. №3. С. 36–67.

Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи. М.: ЦСПиМ, 2015. 232 с.

Региональная социология: проблемы консолидации социального пространства России. М.: Новый Хронограф, 2015. 624 с.

Россия: трансформирующееся общество. М.: «Канон-Пресс-Ц», 2001. 640 с.

Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: диспозиционная концепция. М.: ЦСПиМ, 2013. 376 с.

Социология молодежи. Энциклопедический словарь. М.: Academia, 2008. 608 с.

Загрузки

Опубликован

2022-05-15

Как цитировать

Чистяков, А. В., & Иващенко, М. В. (2022). СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ В СРЕДНЕМ РОССИЙСКОМ ГОРОДЕ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 15(2), 74–83. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2022-2-74-83

Выпуск

Раздел

Теоретическая и прикладная социология