ВОСПРОИЗВОДСТВО НАУЧНЫХ КАДРОВ В ЭПОХУ ТРАНСФОРМАЦИИ: РОЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Авторы

  • Лариса Владимировна Боровая Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2022-3-125-135

Ключевые слова:

воспроизводство научных кадров, подготовка кадров, аспирантура

Аннотация

Целью исследования является разработка комплекса мер по повышению эффективности воспроизводства научных кадров посредством работы с профессорско-преподавательским составом в части повышения его квалификации, вовлеченности, качества научного руководства.

Методологическую базу исследования представляют общенаучный метод анализа, синтеза, сравнения, обобщения, теоретический анализ научной литературы и статистических данных по соответствующей тематике.

Результаты исследования. В результате исследования установлено, что на фоне повышающихся требований к качеству подготовки кадров, в том числе научных, недостаточное внимание уделяется повышению уровня навыков и квалификации педагогических коллективов высшей школы. Отсутствует системная методическая подготовка по навыкам научного руководства. В серьезную научную работу, а также в индустриальные проекты вовлечен лишь небольшой процент профессорско-преподавательского состава, тогда как количественные требования по подготовке аспирантов с каждым годом повышаются. По результатам проведенного анализа установлено, что классическая система воспроизводства научных кадров, включающая аспирантуру и присвоение ученой степени, в современных реалиях перестала приводить к требуемому результату — пополнению кадрового состава научной сферы. Анализ путей становления науки в ХХ столетии показал, что за каждым выдающимся ученым стоял не менее выдающийся наставник, что подтверждает огромное влияние научного руководства на последующую карьеру молодых ученых. По результатам исследования предложен комплекс мер воздействия на уровень навыков, квалификации и мастерства профессорско-преподавательского состава для повышения вовлеченности в научную деятельность, адаптации к повышающимся требованиям к подготовке кадров, что самым прямым путем скажется на результатах указанной подготовки.

Перспективы исследования заключаются в необходимости формирования единой стратегии воспроизводства научных кадров для государства в современных условиях с учетом экономико-инвестиционных, а также внешнеполитических и социальных факторов.

Библиографические ссылки

Амбарова П. А., Зборовский Г. Е. Научно-педагогическое сообщество в российских вузах в условиях осуществления программы «Приоритет-2030»: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. №1. C. 59–71. URL.: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/3275/1756 (дата обращения: 18.04.2022).

Зимина О. В., Кириллов А. И. Образование, наука и просвещение на пути из прошлого в будущее: Советская Россия. Т. I: 1917–1953. М.: ТРИУМФ, 2019. 670 с.

Кузьминов Я. И., Юдкевич М. М. Университеты в России: как это работает // Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. 616 с.

Мкртчян Е. Р. Воспроизводство научно-педагогических кадров в вузах России как система: состояние, проблемы и перспективы функционирования: монография // Волгоградский институт управления — филиал ФГБОУ ВО РАНХиГС. Волгоград, 2018. 304 с.

Организация науки в первые годы Советской власти (1917–1925): Сборник документов / Отв. ред. К. В. Островитянов. Л.: Наука, 1968. 420 с.

Эрштейн Л. Б. Научное руководство: теория, принципы, практика. СПб.: СПбГУНИПТ, 2011. 76 с.

Яшина А. В. Наука как инструмент построения советского государства 1920–1930-х гг. // Genesis: исторические исследования. 2019. №10. С. 1–9.

Duc Huu Pham. The Professional Development of Academic Staff in Higher Education Institution // Journal of Teacher Education for Sustainability. 2021. Vol. XXIII. №1. P. 115–131.

Phan Le Ha, Gerald W Fry. Editorial: International educational mobilities and new developments in Asia’s higher education: Putting transformations at the center of inquiries // Research in Comparative & International Education. 2021. Vol. 16 (3). P. 199–208.

Fullan M. Choosing the wrong drivers for whole system reform // Centre for strategic education seminar series paper. 2011. №204. P. 1–22.

Загрузки

Опубликован

2022-08-06

Как цитировать

Боровая, Л. В. . (2022). ВОСПРОИЗВОДСТВО НАУЧНЫХ КАДРОВ В ЭПОХУ ТРАНСФОРМАЦИИ: РОЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 15(3), 125–135. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2022-3-125-135

Выпуск

Раздел

Экономика и управление