ЧЕЛОВЕК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНТРОПОГЕНЕЗ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
DOI:
https://doi.org/10.17213/2075-2067-2022-5-243-252Ключевые слова:
человек экономический, человек созидающий, традиции, хорошее общество, либерализм, постмодернизм, наличное бытие человекаАннотация
Цель исследования. Статья направлена на рефлексию концепта человека экономического в контексте классического либерализма и его соотнесение с российским культурным цивилизационным кодом.
Методология исследования базируется на сочетании методов трансдисциплинарной социальной философии и методологии философской и социальной антропологии.
Результат исследования. Легитимируются аргументы самоопровержения человека экономического в современных условиях социальной трансформации в тенденциях социальной и культурной полицентричности. Делается вывод о том, что человек экономический как конструкт, привнесенный в Россию в период либерального реформаторства, закрепился только на уровне монетизации общественных отношений и не стал новой формой совместной жизни людей, хотя и существует в рамках идеологии потребительства. Оптимистическая позиция автора по данному вопросу состоит в том, что человек созидающий как соединяющий ценностную и целевую рациональность переходит из идеала в социальную проекцию, которая предполагает ответственность совершаемых действий и свободу выбора в совместной жизни.
Перспектива исследования заключается в дальнейшем осмыслении специфики «человека экономического» в социокультурной и социально-антропологической перспективе.
Библиографические ссылки
Бауман З. Индивидуализированное общество / Пер. с англ. В. Л. Иноземцева. М.: Логос, 2005. 390 с.
Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / Пер. с нем В. Седельника, Н. Федоровой. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 384 с.
Ильин В. В. Критика инструментального разума. Speciosa Miracula: тотальный мировейник. М.: Проспект, 2020. 160 с.
Каракаев Б. С. Средневековье. М.: АСТ, 2021. 256 с.
Козловски П. Общество и государство: неизбежный дуализм. М.: Республика, 1998. 368 с.
Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Пер. с фр. Н. А. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. 160 с.
Мюррей Д. Безумие толпы. Как мир сошел с ума от толерантности и попыток угодить всем / Пер. с англ. Н. А. Ломтевой. М.: РИПОЛ-классик, 2022. 480 с.
Пути России. Альтернативы общественного развития 2.0: сборник статей. М.: Новое литературное обозрение, 2015. 600 с.
Пыжиков А. В. Грани русского раскола. Тайная роль старообрядчества от 17 века до 17 года. М.: Концептуал, 2020. 528 с.
Самосознание культуры и искусства XX века. Западная Европа и США. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. 640 с.
Смит Р. История гуманитарных наук / Пер. с англ. Д. М. Носова. М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2008. 392 с.
Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон / Пер. с англ. Л. Б. Макеевой. М.: Дом интеллектуальной книги, Прогресс-Традиция, 1998. 248 с.
Стевенсон Л. Десять теорий о природе человека / Пер. В. В. Васильева. М.: СЛОВО/SLOVO, 2004. 240 с.
Тернер Ф. М. Европейская интеллектуальная история от Руссо до Ницще / Пер. англ. Т. О. Новиковой. М.: Кучково поле, 2016. 384 с.
Трудолюбов М. Частное пространство, власть и собственность в России. М.: Новое издательство, 2015. 246 с.
Уолцер М. О терпимости / Пер. с англ. И. Мюрнберг. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. 160 с.
Федотова В. Г. Хорошее общество. М.: Прогресс-Традиция, 2005. 544 с.