МЕТАМОРФОЗЫ ВОСПИТАНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
DOI:
https://doi.org/10.17213/2075-2067-2022-6-7-17Аннотация
Актуальность темы. Цели, методы, средства ориентированного на разумность процесса традиционного воспитания обнаружили слабую коррелятивность ценностям, доминирующим в информационном обществе, что не нашло широкого обсуждения в современной философской мысли.
Цель исследования состоит в рассмотрении доминирующих в информационном обществе ценностей, в обосновании неизбежности вызова с их стороны традиционному воспитательному процессу, в проектировании тактик воспитания, коррелятивных информационному обществу и его ценностям.
Методологическую базу исследования составили методы социально-философского анализа, в частности системный подход и метод социально-исторических параллелей, а также общефилософские методы интерпретации, обобщения, абстрагирования, анализа, синтеза, дедукции, индукции, сравнения.
Результаты исследования: обосновано, что цели, методы и средства процесса воспитания коррелятивны существующему в обществе отношению к ценностям разумности и спонтанности; показано, что в информационном обществе произошел окончательный выход спонтанности из-под гнета рациональности, и объяснено, почему это привело к обессмысливанию ориентированного на ценность разумности традиционного воспитания и его главных компонентов — послушания и запрета; проинтерпретированы мысли Ф. Ницше, Ортега-и-Гассета, свящ. П. Флоренского, согласно которым спонтанность (титаническое, по определению свящ. П. Флоренского) — это природа человека, источник мощи и энергии всякой его деятельности, как стихийно-разрушительной, так и разумно-созидательной; обосновано, что воспитательный процесс в ситуации доминирования спонтанного (титанического) требует разработки особой тактики перенаправления титанического к разумно-созидательной деятельности, сопряженной с деланием добра; проанализированы предложенные свящ. П. Флоренским религиозные тактики такого перенаправления; показано, что в истории советского общества успешно была реализована программа воспитания, использующая нерелигиозную тактику направления спонтанности к созидательной деятельности.
Перспективы исследования состоят в дальнейшем изучении возможных средств и методов процесса воспитания, учитывающего спонтанную составляющую человеческой сущности.
Библиографические ссылки
Воспитание // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 1993. 607. с.
Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. М.: Весь мир, 2004. 116 с.
Ильин И. А. Путь к очевидности. М.: Республика. 1993. 430 с.
Кириллова Г. Эта странная приставка вос- [Электронный ресурс] // Проза.ру. URL: //https://proza.ru/2010/10/30/405 (дата обращения: 10.08.2022).
Киреевский И. В. Разум на пути к истине. М.: Правило веры, 2002. 661 с.
Кант И. Ответ на вопрос: Что такое просвещение? // Кант Иммануил. Собрание сочинений в 8 т. Т. 8. М.: Чоро, 1994. 717 с.
Макаренко А. С. Педагогическая поэма. М.: ИТРК, 2003. 736 с.
Матяш Т. П. Поколения, спонтанность и социальные риски (постановка проблемы) // Наука. Искусство. Культура. Научный рецензируемый журнал. 2022. Вып. 3(35). С. 92–107.
Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1990. 831 с.
Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1990. 829 с.
Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М.: Наука, 1991. 404 с.
Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. 586 с.
Розанов В. В. Сочинения. Т. 2. Уединенное. М.: Правда, 1990. 710 с.
Трубецкой С. Н. Сочинения. М.: Мысль, 1994. 815 с.
Флоренский П., свящ. Собрание сочинений. Философия культа (опыт православной антроподицеи). М.: Мысль, 2004. 685 с.
Фукуяма Ф. Великий разрыв. М.: АСТ, 2003. 474 с.
Хомяков Д. А. Православие. Самодержавие. Народность. Русская цивилизация. М.: Институт русской цивилизации, 2011. 576 с.