«ЧЕЛОВЕК ПЕРЕВОПЛОЩАЮЩИЙСЯ» В КОНТЕКСТАХ ЕВРОПЕЙСКОЙ ГУМАНИТАРНОЙ МЫСЛИ

Авторы

  • Наталья Васильевна Бараниченко Белгородский государственный институт искусств и культуры
  • Ирина Владимировна Голиусова Белгородский государственный институт искусств и культуры

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2022-6-25-32

Аннотация

Целью исследования является обзор основных теорий и концептов в изучении человека перевоплощающегося, позволяющий выявить ключевую линию, проходящую от описания и само описание в категориях богемы к научным исследованиям.

Результаты исследования. Философско-антропологический фокус исследования коллективного субъекта перформанса эксплицировал базовую дилемму в трактовке игры и перевоплощения, заключающуюся в удвоении реальности и наделении игры статусом вторичности. Пары противоречий серьезное и смешное, естественное и искусственное, реальность и иллюзия закрепляют за человеком перевоплощающимся статус онтологической неполноты, что делает его изучение проблематичным. Возможный выход из указанной дилеммы и реабилитация субъекта перформанса раскрывается в открытии связи игры с концептом жизни (Б. Массуми), а также с концептами сообщества (А. Бадью) и субкультуры. В этом случае человек перевоплощающийся может быть соотнесен с субъектом истины, а также коллективным субъектом и сообществом, возникающим через производство перформанса.

Перспективы исследования. Предлагаемая методологическая и концептуальная связка дает возможность позитивного осмысления как самого феномена игры, так и более полного анализа самого человека перевоплощающегося и актерской субкультуры, взятых в своем феноменальном и деятельностном измерении.

Библиографические ссылки

Аронсон О. Богема: Опыт сообщества (Наброски к философии асоциальности). М.: Фонд «Прагматика культуры». 2002. 96 с.

Арто А. Театр и его Двойник. СПб.: Сипозиум, 2000. 440 с.

Бадью А. Этика. СПб.: Машина, 2006. 126 с.

Гёте И. Правила для актёров // Собрание сочинений в 10 т. Т. 10. М.: Художественная литература, 1980. 514 с.

Дидро Д. Парадокс об актёре // Собрание сочинений в 10 т. Т. V: Театр и драматургия. М., Л.: Academia, 1936. 656 с.

Кайуа Р. Игры и люди. Статьи и эссе по социологии культуры. М.: ОГИ, 2007. 304 с.

Кибалко В. В., Борисов С. Н. Праздник и сакральное: ретроспектива // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2019. №5(91). С. 35–41.

Мамардашвили М. Метафизика Арто // Арто А. Театр и его Двойник. СПб.: Сипозиум, 2000. 440 с.

Массуми Б. Чему животные учат нас в политике? Пермь: HylePress, 2019. 180 с.

Петров М. К. Язык, знак, культура. М.: УРСС, 2004. 328 с.

Станиславский К. С. Моя жизни в искусстве. М.: Искусство, 1988. 622 с.

Театроведение // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Марков). М.: Советская энциклопедия, 1967. Т. 5. 1136 с.

Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности. М.: Канон+, 2015. 376 с.

Флиер А. Я. Культурология для культурологов. М.: Академический проект, 2000. 496 с.

Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. М.: Азбука-Аттикус, 2018. 174 с.

Щепанская Т. Б. Традиции городских субкультур / Современный городской фольклор. М.: РГГУ, 2003. С. 27–33.

Загрузки

Опубликован

2022-12-30

Как цитировать

Бараниченко, Н. В., & Голиусова, И. В. (2022). «ЧЕЛОВЕК ПЕРЕВОПЛОЩАЮЩИЙСЯ» В КОНТЕКСТАХ ЕВРОПЕЙСКОЙ ГУМАНИТАРНОЙ МЫСЛИ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 15(6), 25–32. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2022-6-25-32

Выпуск

Раздел

Философская инноватика