ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ В ПРОСТРАНСТВЕ НАУЧНОГО ДИСКУРСА

Авторы

  • Анна Александровна Залевская Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2022-6-33-39

Аннотация

Цель исследования. Целью предложенной публикации является попытка проанализировать сложившееся теоретическое пространство исследования профессиональной субъектности с учетом особенностей дисциплинарных практик и традиций в изучении данного явления.

Методологическая база исследования. В статье анализируется накопленный в пространстве дисциплинарных практик опыт изучения профессиональной субъектности с опорой на потенциал педагогической, психологической и социально-философской научных отраслей.

Результаты исследования. Профессиональная субъектность много раз становилась предметом теоретических исследований, в которых представители различных дисциплинарных практик определяли индикаторы изучения данного явления, обосновывая свой подход с точки зрения конкретной отраслевой принадлежности и поставленных исследовательских задач. В случае разработки адекватной современным тенденциям и реалиям теоретической модели исследования профессиональной субъектности обосновывается необходимость учитывать реалии в развитии современных профессионально-трудовых отношений, тенденции развития новой экономики, рынка труда, трансформацию самого понятия профессионализации и алгоритма его развития в условиях мобильного профессионального мира.

Перспективы исследования. Изучение профессиональной субъектности предполагает использование теоретического потенциала научных отраслей с выходом на уровень трансдисциплинарной методологии, поскольку сама природа профессионализации уже характеризуется переходом к трансфессии как новому формату профессионального развития, соответствующего мобильному миру профессий.

Библиографические ссылки

Алексеенко И. Н. Определение сущности профессиональной субъектности в социо-философском дискурсе // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Т. 9. №3. Ч. 1. С. 127–131.

Будникова С. П. Учебно-профессиональная общность как пространство развития профессиональной субъектности // Педагогика и психология образования. 2020. №4. С. 137–152.

Васильева А. М. Профессиональная субъектность в культурно-историческом аспекте [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 17. С. 239–243. URL: http://e-koncept.ru/2016/46226.htm.

Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2004. 752 с.

Зеер Э. Ф. Транспрофессионализм как предиктор преадаптации субъекта деятельности к профессиональному будущему // Сибирский психологический журнал. 2021. №79. С. 89–107.

Луков Вал. А. Теории молодежи: Междисциплинарный анализ: научная монография. М.: Канон+; Реабилитация, 2012. 528 с.

Мальцева Т. Е., Бойко А. Л. Специфические особенности понятия социально-профессиональной субъектности // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2017. №1. С. 46–51.

Миронов Г. А. Теоретическая модель профессиональной субъектности будущих специалистов // Акмеология. 2009. №4(32). С. 101–105.

Мухина К. С. Профессиональное становление российской молодежи в фокусе социологического дискурса // Caucasian Science Bridge. 2019. Т. 2. №4. С. 29–35.

На переломе веков: социодинамика российской культуры: монография / М. К. Горшков, С. Н. Комиссаров, О. И. Карпухин. М.: ФНИСЦ РАН, 2022. 703 с.

Никифорова Е. А. Обзор теоретических подходов к рассмотрению проблемы субъектности личности и формирования профессиональной субъектности у представителей опасных профессий // Человеческий капитал. 2021. №1(145). С. 44–55.

Сыромятников И. В. Психология профессиональной субъектности управленческих кадров: монография. М.: СГА, 2006. 248 с.

Темнова Л. В. Личностно-профессиональное развитие психолога в системе высшего образования: дис. … д-ра психол. наук. М., 2001. 322 с.

Тюриков А. Г., Большунов А. Я. Профессиональная субъектность как продукт высшего образования и подходы к оценке профессиональной субъектности выпускника вуза // Инновации в образовании. 2018. №11. С. 105–114.

Тюриков А. Г., Власова А. В. Профессиональная субъектность и доверие работодателей к выпускникам вузов как элемент экономической культуры // Logos et Praxis. 2021. Т. 20. №4. С. 45–54.

Vereshchagina A., Volkov Yu., Krotov D., Ukolov R. Laboursocialization of young people in today’s Russia: The specificity of sociological discourse // Asian Social Science. 2015. Vol. 11. №8. P. 88–95.

Загрузки

Опубликован

2022-12-30

Как цитировать

Залевская, А. А. (2022). ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ В ПРОСТРАНСТВЕ НАУЧНОГО ДИСКУРСА. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 15(6), 33–39. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2022-6-33-39

Выпуск

Раздел

Философская инноватика