РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ИНТЕНСИФИКАЦИИ ДЕСТРУКТИВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Авторы

  • Алексей Владимирович Березнев Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2022-6-92-100

Ключевые слова:

общество, образование, деструктивная деятельность, буллинг, скулшуттинг, воспроизводство социальных практик, социализация, социальные ценности, нормы поведения, насилие

Аннотация

Цель исследования. Настоящая научная статья ориентирована на определение предпосылок и факторов развития деструктивной социальной активности в образовательных учреждениях. В работе исследуется проблема влияния современных процессов социальной коммуникации на интенсификацию деструктивных процессов в образовательной среде. Изучается значение социального мировоззрения как основы социальной активности и определяется роль информационных процессов в формировании и изменении социального мировоззрения.

Методология. В ходе исследования применялись такие классичеcкие методы научного исследования, как анализ, сравнение, абстрагирование и дедукция. Также в ходе исследования применялись структурно-функционалистский подход, элементы социальной феноменологии и теории внешних расширений человека.

Результаты. Одним из основных механизмов воспроизводства деструктивных моделей поведения является подражание. В условиях образовательной среды непосредственное подражание напрямую воспринимаемым деструктивным моделям поведения выражено сравнительно слабо. Значительно большую степень угрозы несет в себе восприятие деструктивных моделей из информационного пространства, а также негативных ценностных установок, повышающих предрасположенность членов общества к деструктивной деятельности. Именно активное информационное освещение инцидентов в образовательных учреждениях приводит к повышению риска их повторения.

В статье ставится вопрос о границах допустимого воздействия на сферу информационного взаимодействия с целью минимизации факторов риска, связанных с репрезентацией в информационной среде деструктивных моделей поведения.

Преодоление социальных рисков, связанных с повышением интенсивности проявлений агрессии в образовательных учреждениях, требует углубленного изучения конструктивных и деструктивных составляющих социального мировоззрения, а также механизмов и факторов их воспроизводства в социальной среде.

Перспективы исследования. Работы, направленные на изучение социально-сберегающих факторов, и исследования, в рамках которых определяются на более глубоком уровне принципы и факторы воспроизводства деструктивных форм социальной активности в образовательной среде и способы прямого и опосредованного противодействия им, являются перспективными направлениями разработок по вопросу недопущения таких явлений, как буллинг и скулшуттинг.

Библиографические ссылки

Бекулова И. З., Тухужева Л. А. Буллинг в школе // Вопросы науки и образования. 2021. №3(128). С. 66–68.

Горбаткова О. Феноменология школьного насилия в континууме современных печатных и электронных медиатекстов в России // Медиаобразование. 2020. №4. С. 597–608.

Карпов В. О. Культ Колумбайна: основные детерминанты массовых убийств в школах // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2018. №4 (34). С. 442–446.

Лукашкова И. Л., Ященко А. А. Феномен скулшутинга: причины и профилактика // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2021. №2(12). С. 337–341.

Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: Гиперборея, 2003. 462 с.

Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: ACT, 2006. 873 с.

Османов М. М. Институт образования в условиях трансформации современного российского общества // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №65-4. С. 243–246.

Пучнина М. Ю., Пучнин А. В. Механизм деятельности сторонников деструктивных интернет-сообществ и портрет их типичного участника (на примере «групп смерти» и движения «Колумбайн») // Вестник ВИ МВД России. 2021. №3. С. 229–234.

Чудинов С. И., Сербина Г. Н., Мундриевская Ю. О. Сетевая организация скулшутеров в социальной сети «ВКонтакте» на примере фанатского сообщества «Керченского стрелка» // Мониторинг. 2021. №4. С. 363–383.

Шашкова С. Н., Кондратенко Н. А. Современные тенденции развития института образования // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2021. №3. С. 98–107.

Gorbatkova O., Katrich A. Representation of the concept «school violence» in the mirror of contemporary American cinema (1992–2020) // Медиаобразование. 2020. №3. С. 375–385.

Parsons T. The Social System. New York: The Free Press, 1951. 620 p.

Schutz A. The Problem of Social Reality. Dordrecht, Kluwer Academic Publishers, 1962. 360 p.

Tsvetanova-Churukova L. Model of the education system // Гуманитарное пространство. 2013. №1. С. 61–73.

Загрузки

Опубликован

2022-12-30

Как цитировать

Березнев, А. В. (2022). РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ИНТЕНСИФИКАЦИИ ДЕСТРУКТИВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 15(6), 92–100. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2022-6-92-100

Выпуск

Раздел

Теоретическая и прикладная социология