АКАДЕМИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО В РАЗВИТИИ ТРАНСПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Авторы

  • Анна Владимировна Верещагина Южный федеральный университет
  • Мария Петровна Тихоновскова Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2022-6-110-120

Ключевые слова:

: академическое лидерство, профессия, профессиональная идентичность, транспрофессионализм, транспрофессиональная идентичность, молодые специалисты

Аннотация

Целью исследования является теоретическое осмысление роли академического лидерства в становлении транспрофессиональной идентичности молодых специалистов. Поскольку в подобном ракурсе проблема профессионального развития молодых специалистов еще не получила глубокого социологического изучения, требуется поиск методологических оснований исследования данной проблематики, на что также ориентировано данное исследование.

Методологию исследования составляет трансдисциплинарный подход как наиболее адекватно отражающий тенденции в области профессионального становления и развития молодых ученых в условиях мобильного мира. В статье использованы также положения и идеи, сформировавшиеся в отраслевом пространстве социологии образования, социологии профессий, социологии труда.

Результат исследования заключается в обосновании транспрофессионализма как актуальной стратегии профессионального становления и развития молодых специалистов, что в качестве важного направления в их профессиональной подготовке определяет необходимость формирования многомерной профессиональной идентичности (транспрофессиональной идентичности). Показано, что академическая среда выступает значимым фактором формирования такого типа профессиональной идентичности. Дается авторское определение транспрофессиональной идентичности как интегральной характеристики специалиста, отражающей процесс и результат профессионального развития в логике неограниченных одной профессией перспектив самореализации на основе трансдисциплинарного синтеза знаний и межпрофессиональных коммуникаций, стратегии непрерывного обновления знания, овладения новыми технологиями и видами деятельности из различных групп профессий.

Перспектива исследования. Данное исследование определяет методологические основания исследования во главе с трансдисциплинарным подходом, что можно рассматривать в качестве ориентиров для дальнейшей теоретической рефлексии и эмпирической верификации транспрофессиональной идентичности молодых специалистов в контексте влияния академического лидерства.

Библиографические ссылки

Банникова Т. И. Значение рефлексивной образовательной среды в развитии транспрофессиональных характеристик магистрантов-дизайнеров // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. №6(159). С. 74–79.

Бурлаченко Л. С. Трансформация профессиональной идентичности в условиях транзитивности профессионально-трудовой сферы современного общества // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26. №1. С. 36–40.

Василенко И. В., Скобелина Н. А. Региональное неравенство в современной России: социально-экономические аспекты // Социологические исследования. 2017. №4. С. 11–13.

Верещагина А. В., Мухина К. С. Методологические параметры исследования профессионализации и депрофессионализации российской молодежи на рынке труда // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9. №6. С. 80–93.

Воденко К. В. Регионализация государственной политики в сфере высшего образования в контексте становления академического лидерства // Вопросы управления. 2021. №1(68). С. 156–168.

Воденко К. В. Формирование академического лидерства в контексте трендов развития современного российского высшего образования // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2022. №9. С. 20–25.

Воденко К. В., Дегтярев А. К., Иваненко Н. С. Академическое лидерство: движение к транспрофессиональной идентичности в региональном пространстве высшего образования // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2020. Т. 13. №5. С. 33–41.

Гончарова Е. П. Интеллектуализация

профессионального образования: от профессии к трансфессии [Электронный ресурс]. URL: https://rep.bntu.by/bitstream/handle/data/69082/120-124.pdf?sequence=1&isAllowed=y.

Гучинова Т. В., Принс М., Декстор М. и др. Влияние академического лидерства на мотивацию и организационную эффективность преподавателей в системе высшего образования // Экономика и предпринимательство. 2019. №1(102). С. 834–837.

Долгов А. Ю. Академическая жизнь как область социологического исследования: введение к тематическому разделу // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. 2018. №2. С. 6–8.

Залевская А. А. Выбор профессии в системе формирования профессионально-квалификационного потенциала студенческой молодежи Ростовской области (по итогам социологического опроса) // Caucasian Science Bridge. 2021. №4(4). С. 45–51.

Зеер Э. Ф. Транспрофессионализм как предиктор преадаптации субъекта деятельности к профессиональному будущему // Сибирский психологический журнал. 2021. №79. С. 89–107.

Иванченко О. С. Транспрофессионализм в системе профессиональной подготовки и адаптации молодых ученых в условиях мобильного мира // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2020. Т. 13. №6. С. 54–61.

Иршин А. В. К проблеме подготовки будущих специалистов технических направлений к транспрофессионализму в условиях электронного обучения: терминологический анализ // Инновации в образовании. 2022. №9. С. 95–107.

Клименко Л. В., Посухова О. Ю. Прекариатизация труда и протестные настроения социально ориентированных профессиональных групп в российском обществе // Власть. 2018. Т. 26. №9. С. 134–141.

Лебедева Е. В., Заводчиков Д. П. Профессиональная идентичность и трансспектива профессионального развития будущих педагогов // Научный диалог. 2018. №12. С. 452–464.

Мокий В. С., Лукьянова Т. А. Трансдисциплинарность: стереотипы, подходы и направления [Электронный ресурс] // Universum: общественные науки: электрон. научн. журнал. 2021. №3(72). URL: https://7universum.com/ru/social/archive/item/11358.

Общество неравных возможностей: социальная структура современной России: коллективная монография / Н. Е. Тихонова, С. В. Мареева, В. А. Аникин, Ю. П. Лежнина, А. В. Каравай, Е. Д. Слободенюк. Под ред. Н. Е. Тихоновой. М.: Весь Мир, 2022. 424 с.

Пинчук А. Н. Транспрофессиональное образование в студенческом дискурсе: востребованность, ожидания, риски / А. Н. Пинчук, С. Г. Карепова, Д. А. Тихомиров // Образование и наука. 2022. Т. 24. №3. С. 184–220.

Растегаева А. В. Депрофессионализация трудовых ресурсов в современной России // Вестник Поволжского института управления. 2017. Т. 17. №3. С. 88–94.

Скворцов Н. Г., Верещагина А. В., Самыгин С. И. Инновации в системе социального управления региональным развитием: роль университетского образования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. №3. С. 64–68.

Скворцов Н. Г., Пусько В. С. Роль социально-гуманитарного образования в решении проблем социокультурной интеграции // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2018. Т. 4(70). №1S. С. 37.

Сыченко Ю. А. Профессиональная идентичность студентов в контексте транспрофессионализма // Транспрофессионализм как предиктор социально-профессиональной мобильности молодежи: Материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (Нижний Тагил, 29 января 2019 года) / Под науч. ред. Э. Ф. Зеера, В. С. Третьяковой. Нижний Тагил: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2019. С. 456–461.

Якимова Е. В. 2018.02.007. Эванс Л. профессор как академический лидер: обеспечение и развитие лидерства в среде университетской профессуры. Evans L. university professors as academic leaders: professorial leadership development needs and provision // Educational management administration A. leadership. — L., 2017. — Vol. 45, n 1. — P. 123–140 // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. 2018. №2. С. 48–53.

Загрузки

Опубликован

2022-12-30

Как цитировать

Верещагина, А. В., & Тихоновскова, М. П. (2022). АКАДЕМИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО В РАЗВИТИИ ТРАНСПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 15(6), 110–120. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2022-6-110-120

Выпуск

Раздел

Теоретическая и прикладная социология