УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ КАК ФАКТОР ДОСТИЖЕНИЯ БАЛАНСА СОЦИАЛЬНОЙ И ТРУДОВОЙ СОСТАВЛЯЮЩИХ И УДЕРЖАНИЯ РАБОТНИКОВ В ОТЕЛЯХ

Авторы

  • Сара Хасан Южный федеральный университет

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-1-182-194

Ключевые слова:

социально-трудовые отношения в отелях, удовлетворенность работой, текучесть кадров, удержание работников, гостиничный сектор Катара, баланс социальной и трудовой составляющих

Аннотация

Цель исследования — определение условий и вариантов согласования противоречивых интересов руководства и работников арабских отелей, способов удержания сотрудников и достижения баланса социальной и трудовой компонент в системе их отношений на основе анализа одного из определяющих факторов — удовлетворенности трудом.

Методологическая база исследования представлена конвергенцией ряда теорий и концепций экономики труда, в том числе регулирования социально-трудовых отношений, системного и ресурсно-результативного подходов.

Результаты исследования. Под влиянием текущих кризисных факторов и во многом обусловленных ими внутренних проблем в системе социально-трудовых отношений в организациях туристической сферы (в частности отелях) арабских стран в последние годы в их индустрии гостеприимства текучесть кадров стала большой проблемой, что требует реализации комплекса мер по удержанию имеющейся и найму новой рабочей силы. Для этого в исследовании на примере Катара изучаются такие сопряженные с данной проблемой вопросы, как удовлетворенность работой, стимулы, продвижение по службе, формирование привлекательной рабочей среды и внедрение различных механизмов поддержки работников со стороны руководителей для удержания сотрудников в отелях. Результаты исследования показали, что продвижение по службе является наиболее влиятельным аспектом удовлетворенности работой для удержания сотрудников, за ним следуют рабочая среда, стимулы и поддержка руководителя. В статье рекомендуется пересмотреть политику, связанную с поощрениями и вознаграждениями, чтобы они были больше связаны с объективной оценкой эффективности деятельности работников. Важно также сосредоточить внимание лиц, отвечающих за управление кадрами отелей, на улучшении координации между различными отделами и повышении уровня связи между ними, чтобы обеспечить рабочий процесс с требуемой эффективностью, и, наконец, сосредоточить внимание на обучении менеджеров и руководителей для создания хороших отношений со своими подчиненными и поддержания устойчивости этих отношений.

Перспективы исследования заключаются в разработке и апробации подхода к достижению баланса интересов в рамках всей системы социально-трудовых отношений в сфере гостиничной индустрии.

Библиографические ссылки

Акинёми О. Текучесть рабочей силы: причины, последствия и предупреждение [Электронный ресурс] // Журнал управления и социальных наук университета Фонтан. 2016. №5(1). С. 105–112. URL: https://www.researchgate.net/profile/Akinyomi-John/publication/307545809.pdf.

Атват Саида. Детерминанты удовлетворенности работой на малых и средних предприятиях [Электронный ресурс] // Пример медико-хирургической клиники «Бургла». Алжир, Университет Касди Мербах, 2016. URL: https://dspace.univ-ouargla.dz/jspui/bitstream/123456789/10686/1/atawat-saida.pdf.

Виноградова М. В., Ульянченко Л. А. Региональные туристские комплексы и кластеры: общие черты и основные отличия // Сервис в России и за рубежом. 2014. №8(55). С. 127–140.

Гариб М., Кахваджи А., Эльтигани М. Факторы, влияющие на стратегии удержания персонала, используемые в частных сирийских компаниях во время кризиса [Электронный ресурс] // Международный обзор менеджмента и маркетинга. 2017. №7(2). С. 202–206. URL: https://www.researchgate.net/publication/316595452Factors_Affecting_Staff_Retention_Strategies_Used_in_Private_Syrian_Companies_during_the_Crisis.

Гриненко С. В. Менеджмент партнерства как платформа эффективного использования олимпийского наследия // Актуальные проблемы образовательного туризма. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск: ЧелГУ, 2017. С. 32–44.

Джагун В. Исследование высокой текучести кадров в ирландском секторе гостеприимства, определение того, какие методы удержания следует принять. Диссертация [Электронный ресурс]. Дублин, Национальный колледж Ирландии, 2015. URL: https://norma.ncirl.ie/2096/1/victoriajagun.pdf.

Каменских Н. А. Кластерный подход к управлению развитием региональной туристско-рекреационной подсистемы [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение». 2016. Т. 8. №2. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/52EVN216.pdf.

Мсенгети Д., Обвоги Дж. Влияние оплаты труда и условий труда на удержание сотрудников: исследование гостиничного бизнеса в округе Момбаса [Электронный ресурс] // Международный журнал научных и исследовательских публикаций. 2015. №5(4). С. 1–10. URL: https://www.ijsrp.org/research-paper-0415/ijsrp-p4077.pdf.

Нанкервис А. Р. Стратегии управления в производстве услуг: исследование гостиничной практики в Юго-Восточной Азии [Электронный ресурс] // Исследования и практика в области управления человеческими ресурсами. 1995. №3. С. 71–83. URL: https://espace.curtin.edu.au/handle/20.500.11937/35872.

Нестороска И., Петровска И. Обучение персонала в сфере гостеприимства как преимущество повышения качества обслуживания [Электронный ресурс] // Туризм и индустрия гостеприимства 2014. Материалы конгресса «Тенденции в индустрии туризма и гостеприимства». С. 437–448. URL: https://ideas.repec.org/p/tho/iscthi/section7-3.html.

Рамлалл С. Управление удержанием сотрудников как стратегия повышения организационной конкурентоспособности [Электронный ресурс] // Applied H. R.M. Researches. 2003. №8(2). С. 63–72. URL: https://d1wqtxts1xzle7.cloudfront.net/55461859/Employee_retention_-_Applied_HRM_Research-with-cover-page-v2.pdf? Expires=1666642347&Signature=A.

Роджерс Д. Д., Клоу К. Е., Каш Т. Дж. Повышение удовлетворенности работой обслуживающего персонала [Электронный ресурс] // Журнал рынка услуг. 1994. №8. С. 14–26. URL: https://www.researchgate.net/publication/305490640EmployeesSatisfactionandQualityManagementinHumanResourcesaStudyinSpanishThermalCentre.

Смит Б. Сохранение работы в сфере защиты детей: влияние воспринимаемой организационной поддержки, поддержки руководителя и внутренней ценности работы [Электронный ресурс] // Служба по делам детей и молодежи. 2005. №27. С. 153–169. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0190740904001653.

Тивари И. Анализ факторов, влияющих на удержание и текучесть кадров в ирландской индустрии гостеприимства [Электронный ресурс]. 2015. URL: https://norma.ncirl.ie/2050/.

Туристско-рекреационные кластеры в контексте управления развитием сферы туризма: кадровая составляющая [Электронный ресурс] // Экосистемы в пространстве новой экономики / Под ред. проф. Боровской М. А., Лябаха Н. Н., Матвеевой Л. Г. Ростов н/Д: Издательство ЮФУ. 2020. URL: https://kleiner.ru/wp-content/uploads/2022/01/elibrary_46223774_13912179.pdf.

Хан А., Алим М. Влияние удовлетворенности работой на текучесть кадров: эмпирическое исследование автономных медицинских учреждений Пакистана [Электронный ресурс] // Журнал международных исследований. 2014. №7(1). С. 122–132. URL: file:///C:/Users/LENOVO/Downloads/5y1.org_810439fa71319b83899aa090c6b1f9fc.pdf.

Чен Л., Ценг К. Трудоустройство и занятость в гостиничном бизнесе: обзор литературы [Электронный ресурс] // Бизнес и экономика. 2014. №5(3). С. 1–3. URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/10963758.2014.935221.

Шипилова В. А., Матвеева Л. Г. Российский и мировой опыт адаптации туристических компаний к вызовам пандемии // Сборник материалов XVI Международной конференции «Российские регионы в фокусе перемен» (Екатеринбург, 18–20 ноября 2021 г.). Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2022. С. 168–175.

Keep E., Mayhew K., Payne, J. From the skill revolution to the miracle of productivity — not as easy as it sounds? [Electronic resource] // Oxford Rev Econ Policy. 2006. №22. Р. 539–559. URL: https://www.jstor.org/stable/23606780.

Konovalova E. E., Yudina E. V., Bushueva I. V., Ukhina T. V., Lebedev K. A. Forming approaches to strategic management and development of tourism and hospitality industry in the regions // Journal of Environmental Management and Tourism. 2018. Vol. 9. №2(26). P. 241–247.

Matveeva L. G., Mikhalkina E. V., Chernova O. A. The Methodology for the Evaluation of Youth Economic Potential: Revealing the Resources // Journal of Advanced Research in Law and Economics. Vol. XI. Issue 1(47). 2020. Р. 246–255.

Neog B., Barua M. Factors Affecting Employee Retention in Assam Car Repair Shops: Empirical Study [Electronic resource] // SIJ Transactions on Industrial, Finance & Business Management (IFBM). 2015. №3(1). P. 9–18. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/a47a/89d49eee80a532144170dbe3aab736382bd2.pdf.

Van H., Suleiman M. Omar A. Procedural fairness in the decision to promote management personnel in Malaysia [Electronic resource] // Asia Pacific Business Review. 2012. №18(1). Р. 99–121. URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/ 13602380903424167.

Загрузки

Опубликован

2023-03-16

Как цитировать

Хасан, С. (2023). УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ КАК ФАКТОР ДОСТИЖЕНИЯ БАЛАНСА СОЦИАЛЬНОЙ И ТРУДОВОЙ СОСТАВЛЯЮЩИХ И УДЕРЖАНИЯ РАБОТНИКОВ В ОТЕЛЯХ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 16(1), 182–194. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-1-182-194

Выпуск

Раздел

Экономика и управление