КУРС «ОБУЧЕНИЕ СЛУЖЕНИЕМ» КАК МЕХАНИЗМ УКРЕПЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СОЛИДАРНОСТИ И ДОВЕРИЯ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
DOI:
https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-2-266-274Аннотация
Цель исследования заключается в изучении целей и функций нового курса «Обучение служением» и обосновании его необходимости для российских вузов.
Методологическая база исследования опирается на общенаучные методы научного исследования, в теоретическом плане — на элементы институционального подхода и концепции гражданского общества.
Результаты исследования. Преподавание курса «Обучение служением» является актуальным для развития гражданского общества в России. Обучение служением позволит не только укрепить связь вузов с сообществами, но также усилить мотивацию студентов участвовать в общественной жизни и социальной деятельности. Для более эффективного достижения результатов курса необходимо осуществлять комплексный подход к обучению, объединяя участие в волонтерских проектах с теоретическим обучением.
Перспективы исследования. Внедрение курса «Обучение служением» позволит усилить воспитательную функцию высших учебных заведений, усилить чувство морального долга и социальной ответственности учащихся, что может в перспективе способствовать укреплению социальной солидарности и формированию климата социального доверия в обществе.
Библиографические ссылки
Гафиатулина Н. Х., Барановский С. Б., Самыгин С. И. Угроза общественной безопасности как фактор влияния на социальное здоровье российской студенческой молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. №6. С. 25–29.
Гафиатулина Н. Х., Самыгин С. И. Вектор разработки образовательной парадигмы в контексте персонифицированного образования в эпоху развития цифровых технологий / Образование и молодежь в условиях цифровой экономики будущего. Материалы Международной научной конференции. Новочеркасск: Южно-Российский государственный политехнический университет (НИИ) имени М. И. Платова. 2020. С. 17–21.
Гафиатулина Н. Х., Тарасенко Л. В., Самыгин C. И. Социальное здоровье и восприятие рисков студенческой молодежью юга России (на материалах социологического опроса в г. Ростов-на-Дону) // Анализ риска здоровью. 2017. №4. С. 66–75.
Деева Н. В. Гражданское общество в постсоветской России: особенности эволюции // Гражданин. Выборы. Власть. 2018. №3. С. 136–148.
Обучение служением: методическое пособие / Под ред. О. В. Решетникова, С. В. Тетерского. М.: АВЦ, 2020. 216 с.
Berkowitz L., Klanderman S. B., Harris R. Effects of experimenter awareness and sex of subject and experimenter on reactions to dependency relationships. Sociometry. 1964. №27. Р. 327–337.
Boss J. The effect of community service work on the moral development of college ethics students // Journal of Moral Education. 1994. №23. Р. 183–198.
Cohen J., Kinsey D. «Doing good» and scholarship: A service-learning study // Journalism Educator. 1994. P. 4–14.
Cialdini R. B., Kenrick D. T., Baumann D. J. Effects of mood on prosocial behavior in children and adults // The development of prosocial behavior / In N. Eisenberg (ed.). New York: Academic Press, 1982.
Eisenberg N. Altruistic emotion, cognition, and behavior. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum, 1986. 274 p.
Jacoby B. Service-Learning in today’s higher education // Service learning in higher education: Concepts and practices / In B. Jacoby (ed.). San Francisco: Jossey-Bass, 1996. P. 3–25.
Markus G. B., Howard J. P. F., King D. C. Integrating community service and classroom instruction enhances learning: Results from an experiment // Educational Evaluation and Policy Analysis. 1993. №4. Р. 410–419.
Schwartz S. H. Normative influences on altruism // Advances in experimental social psychology / In L. Berkowitz (ed.). New York: Academic Press, 1977. P. 221–279.
Schwartz S. H., Howard J. A. Altruism and helping behavior / In J. P. Rushton & R. M. Sorrentino (eds.). Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum, 1981.
Tucker M. L., McCarthy A. M. Presentation self-efficacy: Increasing communication skills through service-learning // Journal of Managerial Issues. 2001. №XIII(2). P. 227–244.