АКАДЕМИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ НАЧИНАЮЩИХ И МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРА СЕМЬИ И ДЕМОГРАФИИ АКАДЕМИИ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)

Авторы

  • Чулпан Ильдусовна Ильдарханова Центр семьи и демографии Академии наук Республики Татарстан, Казанский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции
  • Гульшат Махмудовна Рустамова Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-3-53-62

Ключевые слова:

академическая социализация, профессиональная социализация, молодые учёные, начинающие ученые, наставничество, инструменты поддержки, наука, исследовательские учреждения, вузы, менторство, экспертное консультирование, корпоративное волонтерство

Аннотация

Цель исследования: проведение анализа наставничества в академической науке как социального фактора успешной профессиональной социализации начинающих и молодых учёных на примере деятельности Центра семьи и демографии Академии наук Республики Татарстан.

Методологическая база. Авторский подход подразумевает анализ феномена наставничества сквозь призму академической социализации. Концепт «академической социализации» базируется на работах отечественных исследователей, разработавших типологию профессиональной деятельности наставника, проанализировавших зарубежные практики социализации и поддержки молодых и начинающих учёных, изучивших наставничество как социальный феномен и исследовавших развитие наставничества как системы. Также в трудах российских ученых изучено наставничество в высшей школе, наставничество как самостоятельный объект научных исследований, роль наставничества в адаптации молодых и начинающих учёных, проанализирована эффективность взаимодействия научного руководителя и аспиранта в вузе и исследовательском учреждении и сформулированы концептуальные основы по наставничеству молодых учёных. Кроме того, в этих работах говорится о перспективах и вызовах наставничества в науке, о дополнительной миссии университетов. Изучению социологии академической среды, интеллектуальной жизни, университетов и научно-исследовательских структур уделено пристальное внимание в зарубежной исследовательской литературе, отдельные исследования и статьи зарубежных учёных посвящены академической социализации студентов и начинающих исследователей.

Результаты. Исследование социальных феноменов наставничества, профессиональной социализации, академической социализации проведено посредством анализа международного опыта поддержки молодых и начинающих учёных, федеральных нормативных документов, опросов общественного мнения и социологических исследований. Изучен региональный опыт реализации системы академической социализации на примере Центра семьи и демографии Республики Татарстан.

Перспективы исследования заключаются в продолжении изучения социального феномена академической социализации для подготовки конкретных предложений в вопросе разработки единого концептуального подхода к пониманию данного феномена.

Библиографические ссылки

Ангелова О. Ю. Типология стилей профессиональной деятельности наставника / О. Ю. Ангелова, Т. О. Подольская, О. Р. Чепьюк // Известия Юго-западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2020. Т. 10. №6. С. 220–228.

Биричева Е. В. Эффективность взаимодействия научного руководителя и аспиранта в вузе и в академии наук / Е. В. Биричева, З. А. Фаттахова // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. №1. С. 9–22.

Бурдье П. Homo Academicus / Пер. с фр. С. М. Гавриленко, О. М. Журавлева, Д. Ж. Кондова, Е. В. Кочетыговой, О. О. Николаевой, Н. В. Савельевой; под науч. ред. Е. В. Кочетыговой и Н. В. Савельевой. М.: Изд-во Института Гайдара, 2018. 464 с.

Данилова В. С. Дополнительные миссии университета // Вестник Северо-восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2021. №4(24). С. 126–131.

Демографический доклад-2022. Социодемографический капитал Республики Татарстан в контексте национальной безопасности (2019–2021 гг.). Монография / Под ред. д. с.н. Ч. И. Ильдархановой. Казань: Изд-во Академии наук РТ, 2022. 352 с.

Ильдарханова Ч. И. Профессиональная мобильность молодого преподавателя российского вуза // Знание. Понимание. Умение. 2009. №3. С. 5.

Ильина И. Е. Поддержка молодых исследователей: зарубежные практики и возможность их применения в России / И. Е. Ильина, Е. Н. Жарова, Н. Н. Королева // Интеграция образования. 2020. Т. 24. №3(100). С. 352–376.

Кларк Г. Отцы и дети. Фамилии и история социальной мобильности / Пер. с англ. Н. Эдельмана; науч. ред. перевода А. Володин. М.: Изд-во Института Гайдара, 2018. 536 с.

Люктюхина Н. В., Назарова У. А., Шабаева С. В. Развитие системы наставничества: российский и зарубежный опыт // Непрерывное образование: XXI век. 2019. Вып. 4(28). С. 136–151.

Осипов П. Н. Наставничество как объект научных исследований / П. Н. Осипов, И. И. Ирисматова // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. №2. С. 109–115.

Рыбакова Л. В. К вопросу о наставничестве в высшей школе для становления духовной, профессионально-ориентированной личности / Л. В. Рыбакова, Н. В. Неверова, Л. Н. Шелудько // Современный ученый. 2020. №1. С. 54–59.

Селезнева А. В. Наставничество молодых ученых: концептуальные основания и инструментально-технологические решения / А. В. Селезнева, С. Ю. Попова // Цифровой ученый: лаборатория философа. 2021. Т. 4. №3. С. 19–43.

Степанов Д. А. Наставничество как психолого-педагогический процесс: проблемы определения и основные ступени // Актуальные вопросы науки и практики: сборник научных трудов по материалам XXXII Международной научно-практической конференции (Анапа, 05 мая 2021 года). Анапа: Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов, 2021. С. 31–35.

Фуллер С. Социология интеллектуальной жизни: карьера ума внутри и вне академии / Пер. с англ. С. Гавриленко, А. Морозова и П. Хановой; под науч. ред. С. Гавриленко. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. 384 с.

Шухно Е. В. Роль наставничества в адаптации и интеграции молодых ученых // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. 2022. №8(38). С. 359–370.

Gerasimova O. Ya., Kryachko V. I. Academic career of young scientists: Motivations and professional roles // Upravlenets — The Manager. 2019. Vol. 10. №6. P. 77–87.

Kehm B. M. Doctoral education in Europe and North America: A comparative analysis // The Formative Years of Scholars / Series: Wenner-Gren International Series (83). Portland Press: London. Р. 267.

Загрузки

Опубликован

2023-08-12

Как цитировать

Ильдарханова, Ч. И., & Рустамова, Г. М. (2023). АКАДЕМИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ НАЧИНАЮЩИХ И МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРА СЕМЬИ И ДЕМОГРАФИИ АКАДЕМИИ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН). Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 16(3), 53–62. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-3-53-62