ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ И ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Авторы

  • Ольга Борисовна Истомина Иркутский государственный университет
  • Наталья Сергеевна Баранова

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-3-63-73

Ключевые слова:

кадровое обеспечение, профессиональные ожидания, экспектации, молодой специалист, государственное задание, региональный запрос

Аннотация

Цель данного исследования — определить профессиональные ожидания работодателей и требования к уровню подготовки молодых специалистов дошкольного образования в современном российском регионе (на примере Иркутской области), оценить уровень готовности молодых специалистов к удовлетворению профессиональных экспектаций, а также проанализировать существующие методы коррекции данного уровня и спроектировать потенциально продуктивные прогностические решения.

Методология. Для достижения поставленной цели авторами применены теоретические и эмпирические методы исследования: анализ, индукция, вторичный анализ информационных справок Министерства образования и органов статистики области, а также социологический опрос, проведенный в форме анкетирования. Объем выборки — 115 руководителей ДОУ, тип выборки — квотная. От каждого района Иркутской области выбрано от 2 до 5 дошкольных учреждений, в зависимости от их численности на территории. Охвачены городские и сельские поселения, в том числе северные отдаленные районы.

Результаты исследования. По результатам опроса и вторичного анализа банка социологической информации получены следующие выводы. Работодателями достаточно высоко оценены уровни теоретической и практической подготовки, адаптивных способностей выпускников, коммуникативных навыков, исполнительской культуры и дисциплины. Дефицитарный уровень отмечают в позиции «инициативность и ответственность» (12 %), «готовность выпускников к быстрому реагированию в нестандартных ситуациях» (20 %), что является типовой характеристикой нового образовательного поколения. Вызывают повышенный интерес меры методической и социально-психологической поддержки в период адаптации на новом рабочем месте выпускников. Экспектации работодателей связаны с предупреждением конфликтных ситуаций и запросом на специфическую психолого-коммуникативную подготовку бесконфликтного взаимодействия с родительским сообществом (36 %) и в педагогическом коллективе (12 %). Востребована подготовка в вопросах личностно-ориентированного взаимодействия с детьми (14 %). Выявлены растущие потребности в специальных компетенциях: умение адаптироваться к изменениям условий труда (56 %), способность к освоению новых технических средств, необходимых в профессиональной деятельности (74 %), умение планировать и оценивать деятельность (91 %). По итогам исследования сформулированы рекомендации по ревитализации и развитию института наставничества на основе системного продуктивного взаимодействия организаций: реципиентов, доноров, контрольно-надзорных и регулирующих образовательный процесс в регионе структур.

Перспективы исследования. Результаты исследования могут быть использованы широкой аудиторией профессионального сообщества: высшими учебными заведениями, реализующими основные профессиональные образовательные программы УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки», административными и управленческими комитетами профильных региональных министерств, а также работодателями и структурами обеспечения кадрового резерва.

Библиографические ссылки

Истомина О. Б., Баранова Н. С. Проблемы кадрового обеспечения системы современного российского образования // Современное дошкольное образование: качество образования и актуальные проблемы управления: материалы VI Всероссийской научной конференции с международным участием (Иркутск, 18–19 ноября 2022 г.). Иркутск: Аспринт, 2023. С. 602–607.

Истомина О. Б. Профессионально-образовательные ориентации молодежи как фактор социально-трудовых отношений // Педагогика. Теория и практика. 2019. №4. С. 159–163.

Истомина О. Б. Профессионально-образовательный статус: региональные особенности формирования // Проблемы социально-гуманитарного образования на современном этапе модернизации российской школы: материалы III Всеросийской научно-практической конференции (Барнаул, 1–2 ноября 2009 г.). Барнаул: Изд-во БГПУ, 2009. С. 110–117.

Истомина О. Б. Современные тенденции трансформации института образования [Электронный ресурс] // Социальные процессы в современном российском обществе: проблемы и перспективы: материалы VI Всероссийской научной конференции с международным участием (Иркутск, 22 апреля 2022 г.). Иркутск: Изд-во ИГУ, 2022. С. 62–73.

Истомина О. Б. Институт образования и современная социальная реальность: признаки и тенденции развития // Философия образования. 2023. №1. С. 3–18.

Istomina O. Investigating the relationship between spiritual intelligence, emotional regulation and stress coping strategies in the russian education industry // International Journal of Work Organisation and Emotion. 2022. №13(3). Р. 212–229.

Cocozza A. Labour-market, education and lifelong guidance in the European Mediterranean countries // Italian Journal of Sociology of Education. 2014. №6(3). Р. 244–269.

Crew Т. Beyond graduation: The trajectories of graduates in North Wales // People, Place and Policy. 2015. №9/1. Р. 29–47.

Gaio A. М., Korhonen V. Transitions and trajectories from higher education to work and back — A comparison between Finnish and Portuguese graduates // European Educational Research Journal. 2016. Vol. 15(6). Р. 676–695.

Governing the educational and labour market trajectories of secondary TVET graduates in Chile [Electronic resource]. URL: http://pascalobservatory.org/pascalnow/pascal-activities/news/ (date accessed: 21.12.2015).

Загрузки

Опубликован

2023-08-12

Как цитировать

Истомина, О. Б., & Баранова, Н. С. (2023). ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ И ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 16(3), 63–73. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-3-63-73