ОСОБЕННОСТИ И РИСКИ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
DOI:
https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-4-237-244Ключевые слова:
социальная коммуникация, виртуальная реальность, виртуальное общество, интерактивность, гипертекстуальность, асинхронность, сетевые онлайн-сообществаАннотация
Цель исследования заключается в выявлении специфики и рисков социальной коммуникации в условиях виртуализации общества.
Методологической основой исследования выступают положения теорий социальной коммуникации, положения теории информационного общества, концепции виртуального общества, теории гиперсимволической реальности.
Результаты исследования. Появление новой виртуальной реальности вытесняет прежнюю модель социальности, опирающуюся на реальные (овеществленные) социальные структуры и непосредственную коммуникацию, и формирует новое виртуальное общество, основными характеристиками которого являются эфемерность, образность, управляемость, анонимность, свобода. Трансформации в сфере коммуникации способствуют формированию новой модели социальных связей, осуществляемой посредством сети Интернет, которая представляет собой сугубо индивидуализированную социальную среду.
Перспективы исследования. Работа открывает перспективы для дальнейшего исследования особенностей социальной коммуникации в условиях виртуализации общества.
Библиографические ссылки
Барашян В. К. Выражение гендера в условиях социокультурной трансформации современного общества // Транспорт: Наука, образование, производство. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Т. 3. Ростов н/Д: Изд-во РГУПС, 2011. С. 107–108.
Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Academia, 2004. 788 с.
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.
Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции / Пер. с фр. А. Качалова. М.: ПОСТУМ, 2015. 240 с.
Иванов Д. В. Виртуализация общества. Версия 2.0. СПб.: Петербургское востоковедение, 2002. 224 с.
Кастельс M. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. M.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
Луканин А. В. Особенности социальных взаимодействий в виртуальных сообществах // Регионология. 2013. №1(82). С. 88–92.
Луман Н. Общество как социальная система. М.: Логос, 2004. 232 с.
Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: Кучково поле, 2007. 464 с.
Покотыло М. В. Внутренние научные коммуникации в России: Проблемы и перспективы развития // Мир науки, культуры, образования. 2019. №1(74). С. 397–399.
Сергодеев В. А. Коммуникативные практики в сетевых интернет-сообществах // Вестник АГУ. 2014. Вып. 1(135). С. 133–138.
Соколова Д. М. Основные тенденции виртуализации социального в информационную эпоху // Известия Саратовского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13. Вып. 2. С. 60–64.
Сысоев Г. Д. Современное общество как общество виртуальное // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Воронеж: Воронежский ЦНТИ, 2014. С. 173–177.
Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб: Наука, 2000. 379 с.
Цымбал Е. А. Социальная информация как средство манипулирования массовым сознанием в современном мире // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2017. №2. С. 79–84.
Bühl A. Die virtuelle Gesellschaft: Ökonomie, Politik und Kultur im Zeichen des Cyberspace. Opladen: Westdeutscher Verlag, 1997. 398 p.
Kroker A. Weinstein M. Data Trash: The Theory of Virtual Class. Montreal, New World 10 Perspectives, 2001. 158 p.
McLuhan M. City as classroom (with K. Hitchon and E. McLuhan). N.Y., 1977. 184 p.