КОНСТРУКТ «ЗНАЧИМОГО ДРУГОГО» В МОЛОДЕЖНОМ СЕГМЕНТЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Авторы

  • Нина Николаевна Капанян Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-5-58-65

Ключевые слова:

«значимый другой», студенческая молодежь, социализация, конструирование, культура, киноискусство

Аннотация

Целью исследования является социокультурный анализ конструирования образа «значимого другого» в условиях, когда полистилизм современной культуры совпал с цифровизацией культурного пространства, макдонализацией производства массовой культуры, что оказывает существенное влияние на конструирование «значимого другого», особенно в молодежном сегменте российского общества.

Методологическую базу исследования составляют концептуальные подходы теории социализации, теории символического интеракционизма и теории социального конструирования реальности, теория «значимого другого» в интерпретации Дж. Мида, а также концептуальные идеи российских ученых о полистилистизме современной культуры, об особенностях цифровой социализации современной молодежи.

Результаты исследования. Социокультурный анализ конструирования «значимого другого» в молодежном сегменте современного российского общества показал, что существующая социальная неопределенность, рискогенность современного общества, продолжающаяся геополитическая нестабильность способствуют поиску «значимого другого», его актуальности для молодежи как образца для выбора собственной модели поведения.

Перспективу исследования составляет дальнейший социокультурный анализ конструирования образа «значимого другого» с акцентом на геополитическую напряженность и проведение специальной военной операции

Библиографические ссылки

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.

Глотов М. Б. Поколение как категория социологии // Социологичекие исследования. 2004. №10. С. 42–49.

Захаркин Р. А. Роль значимых других и медиа значимых других в процессе вторичной социализации // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. №2(7). С. 1–4.

Зоркая Н. М. История отечественного кино. XX век. М.: Белый город, 2014. 780 с.

Ионин Л. Г. Социология культуры. 4-е изд. М.: ГУ ВШЭ, 2004. 427 с.

Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога. М.: ПЕР СЭ, 2007. 464 с.

Мид Дж. Г. Философия настоящего / Пер. с англ. М.: НИУ ВШЭ, 2014. 271 с.

Петрова А. П. Репрезентация образа героя в российском кинематографе XX — XXI веков: Эволюция и актуальная социокультурная диагностика: дис. … канд. культурол. наук. Челябинск, 2021. 227 c.

Петровский А. В. Человек над ситуацией. М.: Смысл, 2010. 559 с.

Прохоров А. Унаследованный дискурс; парадигмы сталинской культуры в литературе и кинематографе «оттепели». СПб.: Академический проект; Изд-во ДНК, 2007. 344 с.

Радаев В. В. Миллениалы: Как меняется российское общество. М.: ВШЭ, 2019. 310 с.

Семенова В. В. Социальная динамика поколений: проблемы и реальность. М.: РОСПЭН, 2009. 227 с.

Klapp O. E. Social types: Process and Structure // American Sociological Review. 1956. Vol. 23. №6. Pp. 643–686.

Загрузки

Опубликован

2023-11-25

Как цитировать

Капанян, Н. Н. (2023). КОНСТРУКТ «ЗНАЧИМОГО ДРУГОГО» В МОЛОДЕЖНОМ СЕГМЕНТЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 16(5), 58–65. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-5-58-65

Выпуск

Раздел

Теоретическая и прикладная социология