ИНТЕРНЕТ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ
DOI:
https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-5-204-211Аннотация
Цель исследования — анализ роли Интернета в процессе формирования правового сознания молодежи в современном российском обществе в условиях роста влияния информационно-коммуникационных технологий на массовое сознание граждан.
Методологическую базу исследования составляет совокупность приемов и методов, позволивших авторам провести анализ правового сознания российской молодежи и его формирования, осуществляющегося под влиянием информационных технологий, центральную роль среди которых играет глобальная сеть Интернет. В рамках научного изучения специфики воздействия электронных ресурсов на различные компоненты правосознания молодых людей применялись современные теории виртуализации и общества сетевых структур.
Результаты исследования. Правовое сознание молодежи представляет собой динамично развивающуюся под влиянием информационно-коммуникационных технологий систему идей и представлений о праве и различных правовых явлениях, а также различных ценностных правовых установок и ориентиров, которые призваны регулировать поведение молодых людей в юридически значимых ситуациях. В условиях современного информационного общества ведущую роль, наряду с традиционными институтами или агентами, формирующими правовое сознание молодежи, начинают играть новые факторы, связанные с быстрым развитием новых информационно-коммуникационных технологий, включающих в первую очередь Интернет. Интернет-технологии способны эффективно осуществлять функцию правовой социализации молодежи, поскольку характеризуются достаточно широким охватом аудитории, скоростью передачи информации правового характера, а также обладают способностью оказывать сильное воздействие на правовое сознание молодежи, являющейся становящихся субъектом социальных отношений и находящейся в процессе становления правовых ценностных установок и ориентаций.
Перспективы исследования заключаются в возможности определения и практической реализации информационной и образовательной политики, направленной на эффективное использование ресурсов сети Интернет с целью формирования позитивного правосознания современной российской молодежи.
Библиографические ссылки
Емельяненко В. Д., Богданова А. М., Гнаева Ю. А. Интернет и ценностно-мировоззренческие основания правосознания // Альманах современной науки и образования. 2015. №7. С. 66–70.
Жидяева Е. С. Особенности формирования правосознания учащейся молодежи в современном российском обществе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №3-1. С. 69–73.
Жидяева Е. С., Попов М. Ю. Правовая культура современной российской молодежи в условиях возрастающей социальной неопределенности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. №6. С. 26–30.
Каспаров А. Р., Стойко О. А. Воздействие неформальных интернет-коммуникаций на правосознание молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. №8. С. 24–27.
Курносенко А. А. Интернет в процессе формирования правовой культуры молодежи в условиях трансформирующегося российского общество: дис. … канд. социол. наук. Краснодар, 2016. 172 с.
Надыгина Е. В. Теоретико-правовой анализ влияния информационных технологий на правосознание: автореф. дис. … канд. юр. наук. Нижний Новгород, 2007. 28 с.
Самыгин П. С., Попов М. Ю., Самыгин С. И. Правовая социализация молодежи в условиях кризисного состояния современного российского общества // Вестник Российского университета дружбы народов. 2016. Т. 16. №2. С. 295–301.
Сандул Я. В. Влияние Интернета на развитие правового сознания современной молодежи в России // Научные труды КубГТУ. 2017. №6. С. 366–373.
Степанов О. В., Самыгин П. С., Самыгин С. И. Образовательное право и проблемы формирования правосознания российской учащейся молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №3–1. С. 256–260.
Фатьянов В. М. Роль сетевых коммуникаций в процессе формирования правовой культуры современной российской молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. №1. С. 58–60.