ДИГИТАЛИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА

Авторы

  • Александра Владимировна Лацвеева Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова
  • Евгений Сергеевич Попов Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова
  • Кристина Артемовна Шаровара Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-5-274-283

Ключевые слова:

академическое лидерство, дигитализация, онлайн-образование, цифровая образовательная среда, цифровая культура, образовательный процесс, оцифровка, цифровизация

Аннотация

Цель исследования. В представленной статье анализируется современное явление дигитализации в отечественном образовании, которое связано с развитием информационно-коммуникационных технологий, а также их использование в образовательном процессе в контексте рассмотрения академического лидерства высшей школы.

Методологию исследования составляет комплексный подход, который позволяет проанализировать дигитализацию и академическое лидерство высшего образования с образовательных и культурных сторон. Вместе с тем авторы, используя положения исследователей В. С. Москалюк, Л. С. Лабуз, Л. Н. Мазаевой, О. А. Грицовой и Е. В. Тиссен рассматривают элементы дигитализации высшего образования как онлайн-образование и цифровую образовательную среду. Опираясь на работы Х. Ортега-и-Гассета, Д. В. Галкина и Р. Гира, авторы анализируют явление цифровой культуры в контексте дигитализации высшего образования.

Результаты исследования. Авторы исследования в контексте анализа поставленной цели пришли к выводам, что становление академического лидерства в отечественном образовательном пространстве связано с тенденциями развития экономик регионов, а именно — необходимости подготовки будущих молодых специалистов на основе фундаментализма и переподготовки кадров с использованием дигитализации. Отмечается, что дигитализация прошла определенный период своего собственного развития, которое в настоящее время выступает в качестве средства, способствующему образовательному процессу. В статье показано, что дальнейшие перспективы использования дигитализации в высшем образовании находятся в плоскости проведения лекционных занятий, трансляции цифровой культуры и создания цифрового образовательного контента для студентов.

Перспективы исследования связаны с дальнейшим осмыслением дигитализации высшего образования и академического лидерства, разработки конкретных способов применения оцифровки в условиях становления академического лидерства.

Библиографические ссылки

Воденко К. В., Боровая Л. В., Ефимов А. В. Российское образование в условиях глобальной информатизации и цифровизации: социально-философский дискурс // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9. №3. С. 36–44.

Воденко К. В. Формирование академического лидерства в контексте трендов развития современного российского высшего образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. №9. С. 20–25.

Галкин Д. В. Цифровая культура: горизонты искусственной жизни. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2013. 285 с.

Гнатышина Е. В. Формирование цифровой культуры будущего педагога: монография. Челябинск: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2019. 294 с.

Грицова О. А., Тиссен Е. В. Оценка качества онлайн-обучения в системе высшего образования в регионах // Экономика региона. 2021. Т. 17. №3. С. 929–943.

Ковалев В. В., Касьянов В. В., Манучарян А. К. Онлайн-образование в высшей школе России: фактор разрушения или источник развития? // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9. №3. С. 72–91.

Ковалев В. В., Дятлов А. В., Лацвеева А. В. Качество высшего образования в России: когнитивные ресурсы онлайн-обучения // Наука. Культура. Общество. 2022. Т. 8. №2. С. 57–69.

Лабуз Л. С., Мазаева Л. Н. Информационные технологии в высшем профессиональном образовании: проблемы и перспективы // Концепт. 2016. Т. 37. С. 90–95.

Москалюк В. С. Понятие и сущность цифровизации системы образования // Наука и образование сегодня. 2019. №10. С. 15–17.

Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета. Пер. с исп. М. Н. Голубевой; ред. перевода А. М. Корбут; под общ. ред. М. А. Гусаковского. Мн.: БГУ, 2005. 104 с.

Пашков М. В., Пашкова В. М. Проблемы и риски цифровизации высшего образования // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. №3. С. 40–57.

Удовиченко А. С. Время для развития. Научная монография. СПб.: Издатель Англинова Л. Н., 2022. 340 с.

Gere C. Digital Culture [Electronic resource]. London: Reaktion Books, 2002. 222 р. URL: https://archive.org/details/digitalculture0000gere/page/n5/mode/2up (date accessed: 14.07.2023).

Saykili A. Higher education in the digital age: The impact of digital connective technologies // Journal of Educational Technology & Online Learning. 2019. №2(1). Pр. 1–15.

Tawafak R., Romli А., Arshah R., Almaroof R. Assessing the Impact of Technology Learning and Assessment Method on Academic Performance: Review Paper // EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2018. №14(6). Рр. 2241–2254.

Загрузки

Опубликован

2023-11-25

Как цитировать

Лацвеева, А. В., Попов, Е. С., & Шаровара, К. А. (2023). ДИГИТАЛИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 16(5), 274–283. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-5-274-283

Выпуск

Раздел

Проблемы развития высшей школы