АКАДЕМИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО: УНИВЕРСИТЕТ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕАЛИЯХ СОВРЕМЕННОГО КАПИТАЛИЗМА
DOI:
https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-5-284-290Ключевые слова:
академическое лидерство, университет, высшее образование, капитализм, совершенство, качество образования, научное исследование, конкуренция, рейтингиАннотация
Целью статьи является анализ академического лидерства как феномена современного высшего образования. Предлагается рассматривать этот феномен в контексте социально-экономических реалий современного капиталистического общества.
Методология исследования. Статья базируется на теоретико-методологических подходах к исследованию университета в условиях современного капитализма. В методологическом плане определяющими стали работы Б. Ридингса, Т. Иглтона, С. Коллини, а также идеи З. Баумана о кризисе высшего образования.
Результаты исследования. Феномен академического лидерства на индивидуальном уровне и на уровне глобальной конкуренции между университетами определяется социально-экономическими реалиями современного капитализма. В свете этих реалий становятся прозрачными новации в сфере высшего образования: университет, подобно коммерческим предприятиям, ориентируется на корпоративные методы управления, «эффективность», рейтинги, формальные индикаторы оценки «качества» образования и научных исследований.
Библиографические ссылки
Гребер Д. Бредовая работа. Трактат о распространении бессмысленного труда. М.: Ad Marginem Press, 2020. 440 с.
Другова Е. А. Ключевые характеристики программ преподавательского совершенства для академических лидеров. Обзор опыта высокорейтинговых университетов на материале зарубежных публикаций // Вопросы образования. 2019. №4. С. 8–29.
Иглтон Т. Медленная смерть университета // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. №2. С. 109–112.
Коллини С. Зачем нужны университеты? М.: ГУ ВШЭ, 2016. 264 с.
Ньюмен Дж. Г. Идея университета. Минск: БГУ, 2006. 208 с.
Ридингс Б. Университет в руинах. М.: ГУ ВШЭ, 2010. 304 с.
Bauman Z. The Individualized Society. Cambridge: Polity Press, 2001. 272 p.
Evans L. University professors as academic leaders: Professorial leadership development needs and provision // Educational management administration & leadership. 2017. Vol. 45. №1. Pр. 123–140.