ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОППОРТУНИСТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В СФЕРЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Авторы

  • Вадим Борисович Хитринцев Омский государственный университет путей сообщения

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2017-1-82-90

Ключевые слова:

трудовой оппортунизм; отчуждение труда; мотивация труда; баланс власти; бюрократия; трудовой контракт; трансакционные издержки; организационная культура

Аннотация

В статье представлена сущность трудового оппортунистического поведения наемных работников и администрации предприятия. Рассмотрены основные формы трудового оппортунистического поведения.

Эффективность трудовых процессов часто снижается при формировании оппортунистического поведения. Снижение трудового оппортунизма невозможно без выявления причин каждой из форм данного явления. Причинами могут служить действия или бездействие администрации как «собственников трудовых прав», направленное на ущемление экономических интересов наемных работников. Возможна и обратная ситуация – оппортунистическое поведение со стороны наемных работников, когда не учитываются интересы предприятия.

При совместном оппортунистическом поведении администрации предприятия и наемных работников формируется своеобразный «воспроизводственный эффект оппортунистического поведения». Для нивелирования данного негативного эффекта необходимо использовать системно-процессный подход к управлению работниками с учетом возможностей реализации целей контрагентов.

Биография автора

Вадим Борисович Хитринцев , Омский государственный университет путей сообщения

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный университет путей сообщения»

Библиографические ссылки

Хрестоматия экономической классики / Составитель В. П. Шпалтаков. – Омск, Омский гос. ун-т путей сообщения, 2010. – 310 с.

Автономов В. С. История экономических учений: учебное пособие / Под ред. В. С. Автомонова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 784 с.

Алчян А., Демсец Г. Производство, стоимость информации и экономическая организация // Вехи экономической мысли. Т. 5: Теория отраслевых рынков. – СПб.: Экономическая школа, 2003. – С. 280-317.

Шелдрейк Дж. Теория менеджмента от тейлоризма до японизации. / Пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. – СПб.: Питер, 2001. – 352 с.

Общественное мнение (ежегодник) – 2015. М.: Левада-Центр, 2016 – 308 с.

Мирошник С. В. Закон и мотивация труда. – М.: «МарТ», 2003. – 256 с.

Коуз Р. Фирма, рынок и право / Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2007. – 224 с.

Тарануха Ю. В. Микроэкономика. – М.: «Дело и сервис», 2009. – 608 с. (ссылка с. 566).

Бодров О. Г. Экономическая свобода и трудовой оппортунизм работников фирмы // Экономический анализ: теория и практика, 2008. – №17. – С. 35-39.

Уильямсон О. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. – СПб.: Лениздат, 1996. – 702 с.

Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. / Пер. с англ. под ред. Д. А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. – 462 с.

Загрузки

Опубликован

2017-02-23

Как цитировать

Хитринцев , В. Б. . (2017). ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОППОРТУНИСТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В СФЕРЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, (1), 82–90. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2017-1-82-90

Выпуск

Раздел

Социальная структура, социальные институты и процессы