МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
DOI:
https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-3-123-129Keywords:
наставляемый, наставник, наставничество, обучающийся, современное образованиеAbstract
В статье рассматривается актуальная проблема современного образования — наставничество.
Цель исследования — изучение и характеристика моделей наставничества, которые реализуются в современной системе образования.
Методология исследования базируется на личностно-ориентированном подходе, поскольку система наставничества ориентирована на интенсивное развитие личности, раскрытие потенциала каждого; компетентностном подходе, т. к. в процессе наставничества осуществляется передача знаний, опыта, формирование навыков, компетенций, метакомпетенций; аксиологическом подходе, в рамках которого формируются ценности; персонализированном подходе, обеспечивающем реализацию индивидуальных образовательных траекторий.
Результаты исследования: представлены различные модели наставничества и подробно охарактеризованы ролевые модели форм наставничества, реализуемые в современном образовании; приведены трактовки понятий «наставник» и «наставляемый».
Перспективы дальнейшего исследования видим в разработке инновационной модели наставничества для системы образования с учетом всех ее ступеней.
References
Антипин С. Г. Традиции наставничества в истории отечественного образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2011. 30 с.
Батышев С. Я. Управление наставничеством: методические рекомендации. М.: Госпрофобр, 1983. 50 с.
Блинов В. И. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент / В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. №3. С. 4–18.
Герасимова М. А. Особенности наставничества в процессе реализации программ среднего профессионального образования: методические рекомендации для руководящих работников профессиональных образовательных организаций Свердловской области / М. А. Герасимова, Е. В. Игонина, Т. А. Корчак. Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019. 49 с.
Горбунова Н. В., Фетисов А. С. Реализация индивидуальных образовательных траекторий в вузе на основе персонализированного подхода // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2022. Т. 14. №2(56). С. 25–30.
Круглова И. В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2007. 27 с.
Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / ВНИИ проф.-техн. образования. М.: Высшая школа, 1990. 117 с.
Лесохина Л. Н. К обществу образованных людей… (Теория и практика образования взрослых) / Российская академия образования, Институт образования взрослых. СПб.: Тускарора; ИОВ РАО, 1998. 270 с.
Малыхина Л. Б. Функционирование моделей наставничества в системе дополнительного образования в условиях дистанционного обучения / Л. Б. Малыхина, Н. А. Меньшикова, М. В. Осипова. 2020. №3. С. 15–20.
Сухобская Г. С. Логика и психология профессионально-педагогического исследования: научно-методическое пособие для преподавателей, аспирантов, магистрантов, соискателей ученой степени учреждений профессионально-педагогического образования / Федеральное агентство по образованию, Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, Северо-Западный профессионально-педагогический институт. СПб.: Тускарора, 2012. 94 с.