МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы

  • Александр Сергеевич Фетисов Воронежский государственный педагогический университет
  • Наталья Владимировна Горбунова Гуманитарно-педагогическая академия (филиал), Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского,

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-3-123-129

Ключевые слова:

наставляемый, наставник, наставничество, обучающийся, современное образование

Аннотация

В статье рассматривается актуальная проблема современного образования — наставничество.

Цель исследования — изучение и характеристика моделей наставничества, которые реализуются в современной системе образования.

Методология исследования базируется на личностно-ориентированном подходе, поскольку система наставничества ориентирована на интенсивное развитие личности, раскрытие потенциала каждого; компетентностном подходе, т. к. в процессе наставничества осуществляется передача знаний, опыта, формирование навыков, компетенций, метакомпетенций; аксиологическом подходе, в рамках которого формируются ценности; персонализированном подходе, обеспечивающем реализацию индивидуальных образовательных траекторий.

Результаты исследования: представлены различные модели наставничества и подробно охарактеризованы ролевые модели форм наставничества, реализуемые в современном образовании; приведены трактовки понятий «наставник» и «наставляемый».

Перспективы дальнейшего исследования видим в разработке инновационной модели наставничества для системы образования с учетом всех ее ступеней.

Библиографические ссылки

Антипин С. Г. Традиции наставничества в истории отечественного образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2011. 30 с.

Батышев С. Я. Управление наставничеством: методические рекомендации. М.: Госпрофобр, 1983. 50 с.

Блинов В. И. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент / В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. №3. С. 4–18.

Герасимова М. А. Особенности наставничества в процессе реализации программ среднего профессионального образования: методические рекомендации для руководящих работников профессиональных образовательных организаций Свердловской области / М. А. Герасимова, Е. В. Игонина, Т. А. Корчак. Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019. 49 с.

Горбунова Н. В., Фетисов А. С. Реализация индивидуальных образовательных траекторий в вузе на основе персонализированного подхода // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2022. Т. 14. №2(56). С. 25–30.

Круглова И. В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2007. 27 с.

Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / ВНИИ проф.-техн. образования. М.: Высшая школа, 1990. 117 с.

Лесохина Л. Н. К обществу образованных людей… (Теория и практика образования взрослых) / Российская академия образования, Институт образования взрослых. СПб.: Тускарора; ИОВ РАО, 1998. 270 с.

Малыхина Л. Б. Функционирование моделей наставничества в системе дополнительного образования в условиях дистанционного обучения / Л. Б. Малыхина, Н. А. Меньшикова, М. В. Осипова. 2020. №3. С. 15–20.

Сухобская Г. С. Логика и психология профессионально-педагогического исследования: научно-методическое пособие для преподавателей, аспирантов, магистрантов, соискателей ученой степени учреждений профессионально-педагогического образования / Федеральное агентство по образованию, Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, Северо-Западный профессионально-педагогический институт. СПб.: Тускарора, 2012. 94 с.

Загрузки

Опубликован

2023-08-12

Как цитировать

Фетисов, А. С., & Горбунова, Н. В. (2023). МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 16(3), 123–129. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-3-123-129